Деловая этика в вузе: практические рекомендации

Деловая этика в вузе: практические рекомендации

В прошлой статье были описаны общие принципы этики общения преподавателя и студента. Продолжим рассмотрение этого вопроса.

Особенности деловой этики в вузе

Академическая этика включает в себя не только отношение студента к науке, честность, добросовестность, но и отношение между субъектами научного общества. И большое число вопросов возникает в плоскости общения между преподавателем и студентом. А именно: что «можно», чего «нельзя» чего «нельзя категорически» одной или другой стороне.

По своей сути процесс взаимодействия между студентом и преподавателем не отличается от взаимодействия в деловой среде. Оно имеет достаточно большое расстояние – не менее 1 метра между говорящими. При пересечении этой границы одной из сторон, вторая может отреагировать враждебно. В деловом общении не принято обращаться на «ты», фамильярничать, грубить, употреблять ненормативную лексику, жаргон, не говорить лишнего, корректно выражать эмоции и пр. Так же деловой этикет требует определенного внешнего вида: манера общения, деловая одежда, умеренный макияж.

Причины лояльности студентов к преподавателям

Но чаще всего вопросы возникают в определенный момент общения, когда одна из сторон пересекает границы установленные рамками статусов «студент» и «преподаватель». Зачастую, студент реагирует лояльно на такое пересечение его границ. Мы предполагаем несколько факторов влияющих на такое поведение.

Первое. «Уважение» к возрасту и статусу. Иногда студент думает, что фамильярность типа обращения «милочка» уместно, т.к. преподаватель имеет на это право. Но это заблуждение, фамильярность не допустима в деловой среде, коей высшее образовательное учреждение и является.

Второе. Возможность того, что высказывание о не корректности поведения преподавателя повлияет на оценки. В данном случае, если студент уверен в академической успешности, нет смысла не отставать свои права. Так же, если есть подозрение, что преподаватель может относиться к уровню знаний студента предвзято, можно (нужно) обозначить, что студент будет требовать для переэкзаменовки независимую комиссию.

Третье. Студент не знает своих прав. Например, требование преподавателя выходят за рамки описанных тематических планов. В таком случае, следует изучить учебный план, и при несоответствии его нормам, обратится к высшему начальству (замкафедры, декан и т.д.).

Наши рекомендации

В связи с этим, предлагаем рассмотреть возможности наиболее уместного реагирования на стандартные ситуации пересечения преподавателем границ этики делового общения. Рекомендации подготовлены при участии тренера по этикету Паншиной Марии.

  1. Итак, рассмотрим ситуацию, когда преподаватель намекает на то, что для того чтобы получить зачет нужно дать взятку. Действия студента: если нет желания содействовать коррупции, то просто нужно предупредить о том, что если оценка будет не объективна, то я имею право отдать проверку работу на комиссию и т.д. Тут нужно точно знать законодательство по поводу этого вопроса. В основе любого рецидива лежит чувство безнаказанности. И не зазорно корректно высказать рекомендацию преподавателю вести себя достойно, иначе будет жалоба на него.
  2. Ситуация неподобающего обращения, сквернословия, фамильярности, сленга. Если подобное допускается преподавателем по отношению к студенту, действия студента должны быть направлены на отстаивание своей чести. Невзирая на статус, каждый имеет на это право. В данной ситуации следует сказать, что такое поведение не допустимо. И если это продолжится, то последует жалоба и общественность узнает, что научный деятель позволяет себе вести себя неподобающе.

Итак, в ситуации, когда преподаватель превышает значение своих полномочий и переходит границы делового общения в общении со студентом, рекомендуем сразу дать понять о том, что Вам это не нравится и за такими действиями последует надлежащая реакция.

Добавить комментарий

12 + два =