В прошлой статье были описаны общие принципы этики общения преподавателя и студента. Продолжим рассмотрение этого вопроса.
Особенности деловой этики в вузе
Академическая этика включает в себя не только отношение студента к науке, честность, добросовестность, но и отношение между субъектами научного общества. И большое число вопросов возникает в плоскости общения между преподавателем и студентом. А именно: что «можно», чего «нельзя» чего «нельзя категорически» одной или другой стороне.
По своей сути процесс взаимодействия между студентом и преподавателем не отличается от взаимодействия в деловой среде. Оно имеет достаточно большое расстояние – не менее 1 метра между говорящими. При пересечении этой границы одной из сторон, вторая может отреагировать враждебно. В деловом общении не принято обращаться на «ты», фамильярничать, грубить, употреблять ненормативную лексику, жаргон, не говорить лишнего, корректно выражать эмоции и пр. Так же деловой этикет требует определенного внешнего вида: манера общения, деловая одежда, умеренный макияж.
Причины лояльности студентов к преподавателям
Но чаще всего вопросы возникают в определенный момент общения, когда одна из сторон пересекает границы установленные рамками статусов «студент» и «преподаватель». Зачастую, студент реагирует лояльно на такое пересечение его границ. Мы предполагаем несколько факторов влияющих на такое поведение.
Первое. «Уважение» к возрасту и статусу. Иногда студент думает, что фамильярность типа обращения «милочка» уместно, т.к. преподаватель имеет на это право. Но это заблуждение, фамильярность не допустима в деловой среде, коей высшее образовательное учреждение и является.
Второе. Возможность того, что высказывание о не корректности поведения преподавателя повлияет на оценки. В данном случае, если студент уверен в академической успешности, нет смысла не отставать свои права. Так же, если есть подозрение, что преподаватель может относиться к уровню знаний студента предвзято, можно (нужно) обозначить, что студент будет требовать для переэкзаменовки независимую комиссию.
Третье. Студент не знает своих прав. Например, требование преподавателя выходят за рамки описанных тематических планов. В таком случае, следует изучить учебный план, и при несоответствии его нормам, обратится к высшему начальству (замкафедры, декан и т.д.).
Наши рекомендации
В связи с этим, предлагаем рассмотреть возможности наиболее уместного реагирования на стандартные ситуации пересечения преподавателем границ этики делового общения. Рекомендации подготовлены при участии тренера по этикету Паншиной Марии.
- Итак, рассмотрим ситуацию, когда преподаватель намекает на то, что для того чтобы получить зачет нужно дать взятку. Действия студента: если нет желания содействовать коррупции, то просто нужно предупредить о том, что если оценка будет не объективна, то я имею право отдать проверку работу на комиссию и т.д. Тут нужно точно знать законодательство по поводу этого вопроса. В основе любого рецидива лежит чувство безнаказанности. И не зазорно корректно высказать рекомендацию преподавателю вести себя достойно, иначе будет жалоба на него.
- Ситуация неподобающего обращения, сквернословия, фамильярности, сленга. Если подобное допускается преподавателем по отношению к студенту, действия студента должны быть направлены на отстаивание своей чести. Невзирая на статус, каждый имеет на это право. В данной ситуации следует сказать, что такое поведение не допустимо. И если это продолжится, то последует жалоба и общественность узнает, что научный деятель позволяет себе вести себя неподобающе.
Итак, в ситуации, когда преподаватель превышает значение своих полномочий и переходит границы делового общения в общении со студентом, рекомендуем сразу дать понять о том, что Вам это не нравится и за такими действиями последует надлежащая реакция.