Грамотный анализ художественного произведения

Грамотный анализ художественного произведения

В данной статье мы предлагаем ознакомиться с особенностями анализа художественного произведения и ключевыми понятиями, лежащими в его основе. Статьи о том, как написать план, введение, основную часть к курсовой работе по литературе уже есть на сайте. Если анализ произведения проводится в контексте дипломной или курсовой работы, то рекомендуем ознакомится с ними.

Сразу оговоримся, что речь идет об анализе в контексте высшего филологического образования. Это имеет мало общего со школьной программой. В первую очередь, нам следует определиться с тем, что анализируется – прозаическое или поэтическое произведение. При анализе поэтических произведений нюанс заключается в особенностях оценки его жанрового своеобразия, места стихотворения в творчестве конкретного автора, течения или эпохи в целом. Здесь также целесообразно исследовать звуковой ряд, разнообразные стилистические средства, особенности организации ритма, рифмы и построения строф. В остальном же инструменты анализа прозаического произведения могут быть применены и в отношении поэзии.

В прозе, как и в поэтических текстах, анализ зачастую производится от общего к частному, но может также зависеть от требований конкретной программы, преподавателя или кафедры. Глобально произведение оценивается в плане его тематического и идейного наполнения, затронутых и возможно решенных проблем. Развитию главной мысли способствует развертывание сюжета и композиционные особенности. Здесь важно разобраться в понятийной базе исследования, поэтому далее предлагаем ознакомиться с ключевыми терминами:

  1. Сюжет – совокупность событий и действий, раскрывающих основное содержание произведения.
  2. Фабула – логическое и темпорально последовательное изложенное событий текста.
  3. Композиция – комплексное понятие, охватывающее особенности построения, взаимную соотнесенность и расположение фрагментов изображаемого, художественно-стилистических средств в произведении.

Представленные выше понятия могут исследоваться как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Так, сюжет может строиться последовательно и быть эквивалентным фабуле, или же, наоборот, быть ее полной противоположностью. В свою очередь, в сюжетной линии герои могут раскрываться автором по-разному: об их личности может свидетельствовать внешность, одежда или среда обитания. Речь персонажа также предоставляет плодородную почву для последующего анализа.

Отдельную нишу анализа занимает оценка авторской позиции. В ряде произведений повествование может вестись от первого лица, и в таких случаях автор отождествляется с героем. В других произведениях автор может выступать в роли беспристрастного наблюдателя, педантично фиксирующего всю вереницу событий и эмоций. Имеют место случаи, когда присутствие автора является явно выраженным: он может сопереживать своим героям, комментировать возникшие ситуации, делать уместные ремарки и разъяснения.

Отдельным компонентом анализа произведения является ознакомление с адресованной ему критикой. Ознакомление с авторитетной критикой позволяет оценить произведение с позиции специалиста, профессионала, за плечами которого необходимый опыт и багаж знаний. Кроме того, произведение может оцениваться как в рамках конкретной исторической эпохи, так и в контексте современности. Интересным является последний из вариантов, позволяющий оценить актуальность произведения по прошествии десятилетий, и более того – столетий. Так, к примеру, хоть и роман И.С. Тургенева был впервые опубликован в 1862 году, конфликт поколений не теряет своей остроты по сей день.

Как видим, анализ произведений художественной литературы требует определенной подготовки. Зная понятийную базу и будучи способными рассмотреть автора, обособить его от персонажей, вы сможете реализовать грамотный анализ как поэтического, так и прозаического художественного текста.

Добавить комментарий

пять + два =