Все виды научных работ по гуманитарным дисциплинам
  • contact@moydiplom.com.ua
  • +38 (068) 380-0962 +38 (066) 781-6355

Структура научной работы (часть 2)

Структура научной работы (часть 2)

В предыдущей статье мы рассказали о структуре курсовой и дипломной работы, каким требованиям должна отвечать тема научной работы, из каких элементов чаще всего состоит вступление. С этой статьей Вы можете ознакомится здесь.

В данной статье речь пойдет о дальнейших структурных элементах научной работы, а именно о теоретической части, практической (эмпирической части), выводах (заключении) и приложениях. Ранее мы уже говорили об этих составляющих для дипломных работ по психологии. В этой же статье мы представим краткий обзор всех описанных структурных элементов.

Теоретическая часть

Теоретическая часть обычно занимает не более 1/3 всей работы.

Подходы к теоретическому обзору

  1. Исторический. Последовательное изложение вариантов решения определенной проблемы и выстраивание основных понятий в процессе развития науки. Краткая характеристика современного состояния. В начале работы обязательна периодизация с четким выделением ее критериев.
  2. Системный. Описание системы понятий, основных положений теории и последствий, обоснование их правильности. Наиболее удобен при наличии единой и полной теории, в рамках которой проводится исследование при неконкурентоспособности других подходов.
  3. Критический. Рассмотрение имеющихся в настоящее время взглядов на проблему (подходов, определений, вариантов решения). Последовательное их описание с указанием основных плюсов и минусов. Обоснование выбора подхода, в котором выполнена работа. Внимание фокусируется на соотношении подходов и научных школ.
  4. Объектный. Описание объекта исследования, его свойств, основных соотношений, подходов к его исследованию, его генетического и исторического развития (как объектной реальности). В центре внимание не научные школы, а объект, его анализ. Очень удобен в случае отсутствия более или менее обобщенной, полной теории, принадлежит к исследуемому вопросу.
  5. Диалогический. При описании двух конкурирующих взглядов (подходов, теорий), которые взаимно обогащают и дополняют друг друга. Необходима четкость ссылок на тот или иной подход.

Вы можете использовать каждый из этих подходов в зависимости от того, какой информацией Вы владеете (что Вы смогли взять для себя из анализа литературы), и от ваших личных предпочтений. Главное, чтобы теоретическая часть логически предшествовала эмпирической и отвечала ей, а не более широкой и не более узкой (конкретной) теме.

Теоретическая часть содержит ответ на вопрос «Что уже сделано (доказано, исследовано)?» Она обобщает вопрос «Что еще неизвестно и как это можно исследовать?», касающееся всей эмпирической части.

Практическая (эмпирическая) часть

Некорректно любое эмпирическое исследование называть «экспериментальным». Эксперимент предполагает жесткие формы контроля за переменными и позволяет делать вывод о причинно-следственных связях. Говорить об установлении каузальной (то есть причинно-следственной) зависимости в любом другом случае, кроме эксперимента, ненаучно.

Метод − совокупность приемов, способов, регулятивных принципов познавательной деятельности, обеспечивающий надежный путь к объективному знанию.

Методика − специальные процедуры получения научных данных, в которых совмещены методы исследования.

Совокупность методов конкретного исследования.

Процедура − способ организации получения данных, то есть способ проведения методик исследования.

Структура эмпирического отчета:

  1. Краткая справка о задачах, поставленных в исследовании.
  2. Предмет, объект, гипотезы исследования. Формулируются таким образом, чтобы ясна была операционализация (то есть конкретизируются по сравнению с той формулировкой, которая была во вступлении).
  3. Описание этапов исследования, плана эксперимента, его методических особенностей.
  4. Описание методики (процедуры) исследования.
  5. Описание и обоснование выборки исследуемых.
  6. Описание оборудования и материалов.
  7. Инструкция исследуемому.
  8. Обоснование методов исследования, применяемых методик.
  9. Описание методов статистической обработки полученных результатов и анализа данных со ссылками на литературные источники и компьютерные программы.
  10. Основные результаты (необработанные данные).
  11. Результаты обработки. Анализ результатов.
  12. Обсуждение результатов. Гипотезы-следствия и побочные гипотезы, возникшие в ходе исследования.
  13. Выводы. Должны содержать краткое описание полученных результатов, обобщать результаты и подтверждать правильность или неправильность гипотез, их ограничения и оговорки. Конечно, формулируются в виде коротких суждений (пунктов). Объем − не более 2 страниц.

Выводы

Эта часть подводит итоги ко всей работе в целом. Содержит краткое извлечение основных положений теоретической части и выводов эмпирической части. Описывает сферу применения полученных результатов и направления дальнейшего исследования.

Оформление приложений

Приложения содержат всю дополнительную информацию, необходимую для понимания работы, но слишком громоздкую, чтобы включать ее в текст работы.

Конечно, приложения включают:

  • Тексты методик, используемых в работе. В приложения помещают все те методики (не общеизвестные).
  • Основной стимульный материал или его примеры.
  • Результаты в виде необработанных данных, особенно рисунки и другие невоспроизводимы данные.
  • Обобщенные данные анкетных опросов, тестовых методик в виде статистических таблиц.
  • Наглядное сведение результатов: диаграммы, графики (профили), сводные таблицы.

Приложения могут быть пронумерованы между собой и подаются отдельно или в конце работы. Каждый лист приложения должен содержать наименование представленной информации, а также иметь внутреннюю нумерацию.

Все слова в графиках, схемах и таблицах должны быть написаны четко и разборчиво. Если приложение содержит неразборчивый материал или рисунок, то к нему прилагается его объяснения или подрисуночная подпись соответственно. Читатель должен иметь всю необходимую информацию, чтобы разобраться в материалах приложения без обращения к основному тексту работы.

Материал подготовлен по источникам: Л.М. Самошкіна «Рекомендації до написання та оформлення курсових і дипломних робіт із психології».

Добавить комментарий

десять − 6 =