Все виды научных работ по гуманитарным дисциплинам
  • contact@moydiplom.com.ua
  • +38 (068) 380-0962 +38 (066) 781-6355

Выбор литературы для научной работы

Выбор литературы для научной работы

Выбор литературы − тонкая и филигранная работа. И чтобы успеть и ничего не упустить, необходимо точно представить, что искать и где искать.

Анализ литературы

Основные содержательные вопросы, которые должны быть выяснены при анализе литературы, это:

А. Что представляет собой исследуемый объект (явление, процесс). Его свойства, типы, развитие и т.д. Что о нем известно, какие факты.

Можно воспользоваться схемой описания любого объекта, процесса или явления, которую предлагает Ю.М. Жуков:

  1. Внешность (вид).
  2. Внутренность (из чего состоит).
  3. Назначение (зачем он нужен).
  4. Функции (чем служит, что делает).
  5. Сфера существования (где встречается).
  6. Генезис (фило- и онтогенез, прошлое, происхождения).
  7. Будущее, перспективы.

Б. Какие существуют связи и отношения с другими психическими явлениями (эмпирические исследования).

В. Какие есть способы описания этого объекта (явления), его место в психологических теориях и концепциях.

Г. Какие есть методы (способы) исследования.

Д. Какие проблемные зоны (неизученные моменты).

Ссылку на литературный источник лучше выписывать полностью, с указанием автора и названия. Это нужно для облегчения формирования оформления, сносок и списка литературы. Удобно делать также гиперссылки для цитат.

Находя цитаты, не забывайте фиксировать страницы. Поскольку во время цитирования в тексте курсовой работы необходимо их точно указывать. Желательно также уточнять имя автора как в украинской (или русской) транскрипции. Так как на языке оригинала транскрипция может сильно отличаться.

Пути поиска литературы

  1. По рекомендации научного руководителя. Самый простой способ, многие руководители заранее готовят списки для студентов. В любом случае не стоит пренебрегать этим источником информации, который может быть прекрасным ориентиром.
  2. Список рекомендованной литературы в учебниках и методических пособиях по соответствующему разделу. Учтите, что здесь будет только самое необходимое, проверенные знания, никаких нюансов или конкретики. Очень удобно, что в методические пособия включают чаще всего те книги, которые непременно должны быть в факультетской библиотеке. По крайней мере те, которые указываются как основная рекомендуемая литература.
  3. Просмотр реферативных статей и обзоров, журналов и тезисов конференций со ссылками на основные источники. Эффективный способ для того, чтобы быть в курсе последних исследований и обсуждаемых проблем. Обзор однозначно определяет соответствует ли указанный источник именно вашей теме.
  4. Поиск по систематическому каталогу: наиболее важным является выбор соответствующих ключевых слов.
  5. Рекомендации компетентных в данной области преподавателей и других ученых, занимающихся сходной проблематикой. Вы можете поинтересоваться у Вашего руководителя, кто в настоящее время занимается близкой проблематикой. Не бойтесь спрашивать, Вы же учитесь.

Преподаватели, пожалуй, незаменимы, если надо объяснить применение или ограничения какой-либо методики, или указать дипломные работы последних лет. Попутно можно услышать массу других полезных рекомендаций, если у преподавателя есть свободное время.

Цените время преподавателей, готовьте вопросы заранее.

  1. Поиск по ключевым словам в Интернете. Очень удобно и полезно, особенно если знать как это делается. Наибольшие трудности − отделять важное от всего остального. Ключевые слова для поиска в Интернете отличаются от тех, которые используются в систематическом каталоге. Это специфика всемирной сети.
  2. Перекрестные ссылки в тех источниках, которые уже прочитаны. Считается хорошим тоном если описывая что-нибудь Вы ссылаетесь на первоисточник или авторитет. Поэтому стоит внимательно изучить, кто и кого цитирует. Стоит также проверить в алфавитном каталоге, нет ли еще статей автора, который упоминается в связи с темой, которая Вас интересует.

Типы литературных источников

В зависимости от типа источника, можно предполагать какую именно информацию Вы можете там найти.

  • Учебник. Претендует на исчерпывающую полноту изложения проверенных фактов, исследований и теорий, зачастую содержит исторический обзор.
  • Учебное пособие. Более подробное, но столь же системное изложение по какой-то узкой теме, разделу науки.
  • Монография. Авторская версия описания какой-либо узкой проблемы или теории. Как и диссертация, освещает проблему комплексно. Постепенно описывает решение широкого круга задач, которые возникли в ходе исследования.
  • Реферативный обзор. Обобщает исследования последних лет на какую-либо тему. Содержит краткое описание этих исследований.
  • Статья в журнале. Чаще всего описывает одно конкретное исследование / серию исследований, с подробным изложением полученных результатов и выводов. Классический пример краткого изложения научной работы.
  • Тезисы доклада. Еще короче чем статья. Изложение основных положений, раскрывающих тему доклада. Не содержат никаких подробных сведений.

Подробнее о подборе источников к дипломной работе по литературе смотрите в этой статье. Также советуем обратить внимание на обзор литературы для курсовой по логопедии.

Статья подготовлена на основе источников:

Источники: Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. «Диагностика и развитие компетентности в общении», Самошкіна Л.М. «Рекомендації до написання та оформлення курсових і дипломних робіт із психології».

Добавить комментарий

10 − девять =