Эмпирическая часть дипломной работы

You are currently viewing Эмпирическая часть дипломной работы

Эмпирическая часть, пожалуй, представляет наиболее коварную часть дипломной работы по психологии. Для многих студентов она равносильна ночному кошмару или столь ненавистной сессии. Опять же, позвольте нам рассеять ваш страх, и продемонстрировать в данной статье, что не так страшна эмпирическая глава, как ее малюют.

План эмпирической части

Итак, начнем с простого – плана эмпирической главы. Количество пунктов/параграфов в данной части работы чаще всего эквивалентно числу задач, предусмотренных Вашей дипломной работой. Таким образом, параграфы эмпирической главы будут полностью согласовываться с задачами, указанными Вами во введении, за тем исключением, что задачи у нас формулируются в виде вопросов, а название каждого пункта/параграфа эмпирической главы будут выглядеть как заголовок ответов к данным вопросам.

Рассмотрим соответствующий пример. Во введении у нас стоит задача: провести корреляционное исследование между самооценкой и притязаниями. Тогда название параграфа будет звучать как: «корреляционные связи самооценки и уровня притязаний». Следует также отметить, что вполне вероятно ваш научный руководитель предложит Вам (читай – потребует) изменить названия подпунктов, добавить или удалить какую-либо часть исследования.

Содержание

Что касается содержания эмпирической части, здесь стоит описать все закономерности, которые Вам удалось обнаружить в ходе обработки данных. Выявленные закономерности могут быть описаны согласно представленному алгоритму:

1. Констатируем факт выявления результата обработки данных, выраженного в виде числа и обладающего статистической значимостью.
2. Представляем свои умозаключения, которые следуют из заявленного числового результата.
3. Делимся выводами касательно предполагаемой интерпретации полученного результата. То есть тем, чем может быть аргументирована выявленная нами закономерность.

На упрощенном примере, представленном ниже, проследим алгоритм представления закономерностей:

1. Исходя из результатов корреляционного анализа, обнаруживается статистически значимая прямая взаимосвязь между количеством съеденных булочек и лишним весом (r=0,89; p=0,01).
2. Таким образом, чем больше поглощено булочек, тем большую цифру покажут весы.
3. Выявленная нами закономерность может свидетельствовать о том, что углеводы, поглощаемые в избыточном количестве, на фоне отсутствия должной физической нагрузки, влекут за собой образование жировых отложений, которые потом, кстати, очень сложно оттуда выманить.

Вывод

Как видим, на этапе интерпретации обнаруженных нами закономерностей представляется наибольший объем информации. В данном случае мы можем ссылаться на великие умы. Их положения нашли подтверждение в теоретической главе. Возможен и обратный вариант, когда приходится самостоятельно ломать голову, выясняя причины выявленных закономерностей. Тогда на помощь приходит масштабная научная подкованность, которую Вы успели обрести при подготовке теоретической главы. И напоследок – в конце каждого параграфа теоретического раздела следует размещать краткие выводы.

Ну, а если Вы еще не ознакомились с нашими предыдущими статьями из этого цикла – «Теоретическая часть дипломной работы» и «Методологическая часть дипломной работы» – предлагаем Вам сделать это.