Литературоведение в эпоху средневековья

You are currently viewing Литературоведение в эпоху средневековья

В данной статье описаны этапы развития средневекового литературоведения, его основные движущие силы и представители. В предыдущих статьях мы уже рассмотрели литературоведение как науку, а также развитие литературоведения античных времен.

Зарождение литературы средневековья

Падение античной культуры ознаменовало рассвет средневековой литературы. Этот же период характеризуется переселением варварских народов, в том числе – германцев, славян, гуннов и тюрков. Эти же народы основали первые государства на развалинах древних империй. Средневековье также является периодом максимального распространения христианства, что также отразилось на литературе и культуре тех времен. Христианская идеология демонстрировала новый взгляд на бытии, временном и бледном отражении мира вечного. Христианский философ Августин предложил развернутую концепцию земной и потусторонней реальности в трактате «О граде Божием», что оказала ключевое влияние на мировоззрение средневекового человека.

Фома Аквинский был не менее выдающимся представителем и пропагандистом средневековой эстетики. Итальянский философ и теолог, разделяя красоту на низшую и высшую, считал, что красота должна приносить удовольствие при ее непосредственном восприятии. Красота реального мира существует, однако божественное начало есть признаком истинной высшей красоты. Данте Алигьери в статье «О народном языке» заявлял о необходимости создания произведений на итальянском языке. Итальянский писатель и поэт Джованни Бокаччо в «Апологии поэзии» пролил свет на гуманистический характер искусства [1].

Учитывая восприятие земной жизни как низменной, а райской жизни как возвышенной, в литературе сформировались ведущие литературные принципы абстрагирования и символизма. Абстрагирование, по мнению Д.С. Лихачева, состояло в попытке рассмотреть в окружающей действительности, природной и социальной, символы вечной, духовной и божественной жизни [2]. Поиску скрытых символов способствовало символическое толкование, позволяя раскрыть смысл конкретного явления. Объектами литературоведческих исследований в указанный период становились преимущественно тексты религиозного характера. Так, события Ветхого Завета рассматривались сквозь призму истории всего человечества, не ограничиваясь еврейским народом. Античные мифы и сочинения античных авторов подвергались аллегорическому толкованию.

Особенности литературы средневековья

Литература средневековья отображала незыблемость и упорядоченность мира, с его цикличностью и повторяемостью. Бытность и нравственность представляли неизменную характеристику общества, где каждому человеку был свойственен тот или иной эталон поведения. В связи с этим, автору произведения надлежало порицать или восхвалять, адресуя соответственно сформулированные хвалу или хулу. На этом фоне литературный этикет строго регламентировал жанры, принципы развития сюжета, а также стилистические средства. Средневековой литературе были свойственны этикетность, церемониальность, формульный стиль, проявлявшиеся на уровне лексики, синтаксиса и риторики. Эти, казалось бы, строгие рамки творчества не лишали автора права на личные отступления. Он мог высказать свое мнение или отношение к написанному, что позволило избежать клишированности и однообразия в словесном творчестве [3].

Итак, Средние века в литературоведческой традиции характеризуются рядом трансформаций, преимущественно обусловленными преобладанием христианства в Европе тех времен. Эстетизм и понятие прекрасного продолжали утверждаться в художественной литературе в рамках божественного начала.