Научно-исследовательской называется любая печатная работа, которая удовлетворяет требованию научности (т.е. имеет методологическую адекватность, эмпирическую обоснованность, достоверность сведений, воспроизводимость результатов), обобщает результаты какого-либо научного исследования.
Виды научно-исследовательских работ:
- курсовая работа (подробнее о курсовой по психологии)
- реферат (подробнее о написании реферата)
- кандидатская диссертация
- дипломная работа (подробнее о написании дипломной по психологии)
- магистерская работа (подробнее о магистерских работах)
- отчет (например, практикум по психодиагностике) и др.
Научная работа предполагает обобщение трудов ученого, систематизацию и распространение новых знаний.
Цели написания научной работы
Основная – убедить читателя в:
- актуальности проведенного исследования и правомерности постановки вопроса (проблемы исследования)
- правильности выбранного подхода к решению проблемы (по сравнению с другими попытками ее решения)
- адекватности применяемых методов и способов проверки полученных первичных данных
- логической и математической истинности и правильности интерпретации полученных результатов, закономерностей и выводов.
Учебная – научиться все это делать правильно и без ошибок.
Научная – получить в результате исследования результаты, важные для науки и грамотно их подать.
Эвристическая – научиться выдвигать гипотезы и проверять их.
Прагматическая – получить запись в зачетке, без наличия которого не допустят к экзаменам.
Научные работы отличаются по своему содержанию, поставленной цели исследования, значимости, форме представления результатов и др. В зависимости от типа работы меняются критерии ее оценки и требования к ней.
Типологии научной работы
По критерию «статус автора», или «квалификационная ценность».
Автор | Научная работа |
Студент I курса | Отчеты, рефераты, аналитические обзоры и т.д. |
Студент II-IV | Курсовые работы, выпускные квалификационные работы бакалавра и специалиста |
Студент V курса | Дипломная работа магистра |
Аспирант / соискатель степени кандидата наук | Кандидатская диссертация
|
«Свободный исследователь» | Публикации: статьи о проведенных исследованиях, монографии, реферативные и аналитические обзоры, отчеты о проведенных исследованиях и т.д. |
Этот критерий является решающим для дальнейшей организации работы. Он определяет методы и процедуры, применяемые в исследовании, а также характер и статус полученных результатов. Важно помнить, что выбранные методы и методики должны соответствовать поставленной цели работы и выдвинутым гипотезам.
По критерию «гипотезы, которые проверяются».
Гипотеза | Тип работы |
Формулируется как результат исследования | Поисковое исследование |
Об описании, классификацию (факта) | Описательное исследование |
О связи двух / нескольких явлений | Корреляционное исследования (квазиэкспериментальное) |
Причинно-следственная | Экспериментальное или квазиэкспериментальное исследование |
Основные этапы написания работы
- Самоопределение (три равнозначные процесса: формирование интереса, установление контакта с руководителем, углубление знаний по определенной теме).
- Уточнение темы. Выделение проблемы исследования.
- Подбор и анализ литературы.
- Выбор и уточнение методики. Составление плана исследования.
- Проведение исследования.
- Статистическая обработка данных, анализ полученных результатов.
- Написание отчета (письменной работы).
- Исправление письменного текста.
- Защита работы.
Материал подготовлен по источникам И. И. Ильясов «Методология научного исследования», Л.М. Самошкіна «Рекомендації до написання та оформлення курсових і дипломних робіт із психології».