Влияния родительского воспитания на формирование склонности к зависимости в женско-мужских отношениях

300 

Код работы: Д 00072
Дисциплина: Семейная психология
Тип работы: Дипломная (практическая)
Количество страниц:
 45
Источников литературы: 42

Описание

В дипломном проекте представлено исследование связи особенностей родительского воспитания со склонностью к зависимости в женско-мужских отношениях.

ВВЕДЕНИЕ

Семья – колыбель, в которой ребенок рождается и формируется как личность. В родительской семье формируются установки, семейные ценности, нормы и образцы поведения, социальные роли и жизненные сценарии, модели семейной жизни и взгляды на воспитание детей. Семья является главной средой и одновременно фактором социализации, которая включает в себя обучение семейным коммуникациям и общественному поведению. В семье формируются жизненные планы и идеалы. Личность, которая развивается, находясь рядом со взрослым, идентифицирует себя с носителем той или иной социальной роли. Также это касается множества социальных ролей, в том числе и таких, которые используются в супружеской жизни. Традиции, шаблоны взаимоотношений, нормы общения передаются из поколения в поколения. Ребенок сознательно или бессознательно повторяет «сценарий» семьи.

Эмоциональный контакт, поведение и отношение к ребенку определяется родительскими установками, которые оказывают дальнейшее влияние на ход взрослой жизни, в том числе брачных взаимоотношений и выбора партнера.

В трудах выдающихся отечественных и зарубежных психологов утверждается, что влияние родительской семьи не прекращается вместе с окончанием периода детства. Личный пример родителей, то, как они ведут себя в роли жены и мужа, является главным образцом для подражания. Имеется в виду то, что формирование уже своей семьи строится по представлениям, полученным в период становления личности. Это касается выбора партнера и стиля поведения между супругами, репродуктивных установок (количество детей и особенности взаимодействия с ними) как составной части чувства материнства и отцовства.

Чувства и взаимоотношения, которые возникают у родителей, затем влияют на взаимоотношения родителей и детей. Поведение родителей дети воспринимают как норму, которую они переносят в свою семью. Распределение в семье женских и мужских обязанностей тоже обычно наследуется из родительской семьи. В зависимости от модели семьи, стиля воспитания и жизни, уровня благополучия, нравственного климата, отличаются представления ребенка о своем будущем, своем месте в мире вообще и представления об устройстве семьи в частности. Ребенок, глядя на родителей, на их отношения, схватывает «дух семейных отношений, направленность жизнедеятельности семьи», принимает эстафету семейных традиций, духовных ценностей.

Межличностная зависимость является одной из самых актуальных проблем нашего времени, она проявляется у значительной части населения, Межличностную зависимость мы можем наблюдать в детско-родительских отношениях,  во взаимоотношениях с любимыми людьми, друзьями или родственниками, поскольку человек реагирует на эмоциональное состояние близких людей и приспосабливается к их образу жизни.

Межличностная зависимость взрослых людей представляет травматический опыт переживания, который влечет за собой нарушения функционирования личности в различных сферах жизнедеятельности. Тем не менее, именно эта форма зависимости является самой распространенной и поражает достаточно большой  процент брачных пар и семей. Основной частью населения, которая обращается за психотерапевтической помощью, являются женщины, которые страдают от негативных последствий зависимости в межличностных отношениях.

Исследованием данного явления занимались как отечественные, так и зарубежные психологи. Значительный вклад в изучение аддиктивного поведения внесли зарубежные (Р.Л. Браун, Х. Милкман, Д. Пайнз, С. Сандервирт) и российские (В.С. Битенский, А.И. Егоров, Е.В. Змановская, Ц.П. Короленко, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, В.М. Рыбаков, А.В. Худяков) исследователи.

Чрезмерная межличностная зависимость является специфическим состоянием, в основе которого лежит сильная потребность в эмоциональной близости, любви, принятии со стороны значимых других, ригидное стремление к получению помощи и поддержки на фоне постоянного ощущения себя беспомощным и слабым независимо от конкретной ситуации.

Несмотря на значимость и актуальность проблемы эмоциональной зависимости в женско-мужских отношениях, влияния на ее формирование родительского воспитания, множество аспектов еще остаются недостаточно изученными. Такое проблемное состояние и обусловило выбор темы нашего исследования: «Влияние родительского воспитания на формирование склонности к зависимости в женско-мужских отношениях».

Объект исследования – эмоциональная зависимость в женско-мужских отношениях.

Предмет исследования – особенности влияния родительского воспитания на формирование склонности к зависимости в женско-мужских отношениях.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности влияния родительского воспитания на формирование склонности к зависимости в женско-мужских отношениях.

Гипотеза исследования: одной из детерминант формирования зависимости женско-мужских отношениях является родительское воспитание.

Поставленная цель реализуется в следующих задачах:

  1. Изучить психологический феномен эмоциональной зависимости в женско-мужских отношениях.
  2. Рассмотреть родительское воспитание как фактор формирования склонности к зависимости в женско-мужских отношениях.
  3. Составить программу эмпирического исследования.
  4. Интерпретировать результаты исследования влияния родительского воспитания на формирование склонности к зависимости в женско-мужских отношениях и сформулировать выводы.

Для достижения поставленных задач используются следующие методы исследования: с целью выяснения взаимосвязи и возможного влияния родительского воспитания на формирование склонности к зависимости в женско-мужских отношениях использованы методы теоретического анализа, синтеза, классификации.

Для проверки гипотезы использованы следующие психодиагностические методики: тест на межличностную зависимость – любовную, от партнера, в детско-родительских отношениях (Р. Гиршвильд, адаптация О. П. Макушиной), тест на любовную зависимость А.И. Егорова, методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей (Г.В. Лозовая), анкета «Моя семья», методика «Незаконченные предложения» (М. Сакс, С. Леви).

Обработка результатов исследования проведена с помощью математико-статистических методов (дескриптивный анализ, критерий Манна-Уитни). Обобщение результатов осуществлено с использованием структурно-интерпретационных методов (классификация и обобщение эмпирических данных).

Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.