Распродажа!

Взаимосвязь акцентуаций характера с показателями школьной успеваемости в подростковом возрасте

350  300 

Код работы: Д 00077
Дисциплина: Общая психология
Тип работы: Дипломная (практическая)
Количество страниц:
 46
Источников литературы: 40

Описание

В дипломной работе описано исследование влияния различных акцентуаций  характера на школьную успеваемость (на основе корреляций).

ВВЕДЕНИЕ

Кризис общества, а именно: социально-экономический, морально-психологический является существенным фактором возникновения расстройств адаптации среди наиболее уязвимого контингента – подросткового.

Выраженная эмоционально-волевая неустойчивость и дисгармония психических черт с неадекватной реакцией на внешние раздражители быстро приводит к возникновению конфликтных ситуаций и расстройствам адаптации, дезинтегрирует подростков в обществе.

Конфликты из-за недоразумения «отцы-дети», «подросток-подросток», «подросток-общество» становятся угрожающим явлением, учитывая чрезмерную доступность разнообразной, не всегда адекватно предоставленной информации, отсутствия в большинстве семей рычагов духовного и морально-этического воспитания собственных детей из-за нехватки времени, слепого подражания современной поведенческой моде с целью проявления своей неординарной индивидуальности.

Нарушения поведения среди подростков, их относительная частота и крайние формы проявления нередко носят патологический характер, что обусловлено в наше время ускорением физического развития, полового созревания, выразительным проявлением акцентуаций характера. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка более высокие требования, чем полвека назад, и как следствие распространение частых нервных срывов и девиантного поведения среди подростков.

В процессе становления личности в характере подростков могут проявляться акцентуации. Изменения в характере, нарушающие целостность личности, снижая адаптивность и продуктивность  жизнедеятельности, негативны и рассматриваются как акцентуации черт характера. Акцентуации характера развиваются под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют свойства нервной системы, особенности семейного воспитания, социального окружения, профессионального самоопределения, физического здоровья.

Акцентуации характера и их анализ – проблема, возникшая на рубеже XIX-ХХ веков. К. Леонгард и А. Личко определили особенности акцентуации в характере человека и их специфические особенности. Исследованием акцентуаций занимались П. Ганнушкин, Э. Фромм, Э. Шелдон, А. Шострем и другие. На сегодняшний день вопрос об акцентуации характера является актуальным в связи с распространением процессов дезадаптации молодежи к современным социально-экономическим условиям общества. Доказано, что чрезмерно развитые черты характера выступают детерминирующим фактором многих поведенческих актов субъекта, в том числе и формирования вредных привычек (Г. Ложкин, Н. Повякель).

В психологических источниках влияние акцентуаций характера на поведение часто рассматривается вместе с психологическими особенностями подросткового возраста. Сам по себе «переходный возраст» и его психологические особенности (норма и отклонение) давно интересуют ученых-психологов. данную проблему изучали и изучают: Л. Зюбин, А. Леонтьев, А. Личко, А. Лурия, И. Кон, Д. Фельдштейн, В. Кудрявцев, и др.

Исследования показывают, что нередко дети, имеющие проблемы со школьной учебой, зачастую являются достаточно благополучными в социальном плане и обладают высоким уровнем когнитивных способностей, а проблемы их обучения связаны с характерологическими и личностными особенностями, что и делает актуальным изучение взаимосвязи между акцентуациями характера и школьной успеваемостью.

Однако же, проблема взаимосвязи акцентуаций характера и школьной успеваемости – достаточно обширно не изучена. Так, анализ литературы показывает, что как эмпирические, так и теоретические исследования этой проблемы, несмотря на ее актуальность для педагогов и психологов, не достаточно систематизированы и обозначены. В современном обществе мало кто занимается конкретным школьником.

Такое проблемное состояние и обусловило выбор темы нашего исследования: «Взаимосвязь акцентуаций характера с показателями школьной успеваемости в подростковом возрасте».

Объект исследованияакцентуации характера в подростковом возрасте.

Предмет исследованияособенности взаимосвязи акцентуаций характера с показателями школьной успеваемости учеников 8-9 классов.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности взаимосвязи акцентуаций характера с показателями школьной успеваемости учеников 8-9 классов.

Гипотеза исследования показатели школьной успеваемости в подростковом возрасте обуславливаются акцентуированными чертами характера.

Поставленная цель реализуется в следующих задачах:

  1. Проанализировать акцентуации характера, как индивидуально-типологические особенности личности.
  2. Раскрыть особенности акцентуаций характера современных подростков в исследованиях современных отечественных и зарубежных ученных.
  3. Рассмотреть акцентуации характера как фактор школьной успеваемости в подростковом возрасте.
  4. Составить программу эмпирического исследования.
  5. Проанализировать результаты исследования особенностей взаимосвязи акцентуаций характера с показателями школьной успеваемости учеников 8-9 классов.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели и решения задач применяются следующие методы исследования:

  • теоретические методы: анализ научной психологической литературы
  • эмпирические методы: психодиагностические методы в рамках субъективного подхода: наблюдение, анализ успеваемости учащихся (выписка из журнала четвертных оценок учащихся 8-9 классов), а также патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Личко для определения типа акцентуаций характера

Обработка результатов исследования с помощью математико-статистических методов (корреляционный анализ). Обобщение результатов осуществлено с использованием интерпретационных методов (классификация и обобщение эмпирических данных).

Теоретическая значимость работы заключается в расширении теоретических сведений о акцентуациях черт характера у учеников 8-9 классов; уточнении данных о связи между акцентуациями характера и показателями школьной успеваемости подростков.

Практическая значимость работы определяется в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике школьного психолога или детской психологической консультации, а также могут быть полезны в практике психокоррекции.

Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.