Все виды научных работ по гуманитарным дисциплинам
  • contact@moydiplom.com.ua
  • +38 (068) 380-0962 +38 (066) 781-6355

Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками 12-15 лет

700 

Код работы: Д 00038
Дисциплина: Возрастная психология
Тип работы: Дипломная (практическая)
Количество страниц:
 70
Источников литературы: 62

Описание

В дипломе раскрыты теоретические основы исследования взаимоотношений подростков со сверстниками, описано эмпирическое исследование, даны рекомендации.

ВСТУПЛЕНИЕ

Актуальность исследования. Взаимодействие личности с окружающими является важным фактором ее социального становления. Становление и развитие личности связано не только с принятием общественных ролей и функций, норм и правил поведения, но и с формированием умения строить отношения с другими.

Отношения со сверстниками в подростковом возрасте приобретают особенное значение. Взаимодействие подростков часто ограничено одним классом. Характер этого взаимодействия влияет на процесс овладения подростками социальными ценностями. Реализация социальных функций в будущем зависит от того, насколько успешно у подростка будет налажено взаимодействие с окружающими.

Каждому возрастному периоду свойственны свои противоречия. Поэтому, в зависимости от результата их решения формируются качества личности, свойства, особенности характера. Подростковый возраст − один из самых сложных периодов развития личности. Так для подросткового возраста характерными являются: самоопределение, формирование целостного и ценного «Я».

В подростковом возрасте взаимодействие и общение со сверстниками является крайне необходимым. Группа сверстников создает среду, в которой развиваются коммуникативные умения и навыки, развивается техника речевого общения, усваиваются социально-психологические эталоны, стереотипы и нормы поведения.

Проблема изучения психологических особенностей общения в подростковом возрасте обусловлена рядом важных обстоятельств. Прежде всего, она определяется особенностями самого подросткового возраста, а также условиями общества, в котором живет человек.

Особенности опыта взаимодействия в подростковом коллективе влияют на дальнейшее развитие личности подростка, на его общительность, самооценку, моральность, нравственность. Подростки, с низким социальным статусом, не адекватной самооценкой, пониженной общительностью ощущают обособленность, «не принятие» коллективом, отверженность. Отверженные подростки ощущают себя лишними в семье, среди друзей, в школе. Они отдаляются от основной массы подростков и взрослых и могут выражать свои чувства с помощью различных видов демонстративного поведения (побег из дома, попытки суицида, правонарушения и др.). Поэтому актуальным является изучение процесса взаимодействия подростка со сверстниками, нахождение средств разрешения конфликтных ситуаций между подростками и стабилизации позитивных взаимоотношений в коллективе.

Объект исследования − общение подростков (12-15 лет) в классном коллективе.

Предмет исследования − особенности взаимоотношений подростков со сверстниками.

Цель исследования − проанализировать взаимоотношения подростков с целью оказания им помощи в позитивном общении и в профилактике отверженности в коллективе.

Гипотезу исследования составило предположение, о том, что на взаимоотношения подростков в коллективе сверстников влияет уровень их самооценки и отношение самого подростка к своему коллективу.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие общение в современной психологической науке.
  2. Выявить особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте.
  3. Определить основные взаимоотношения в коллективе подростков.
  4. Провести эмпирическое исследование особенностей взаимодействия в коллективе подростков.
  5. Выявить дальнейшие перспективы исследования.

Методы исследования: для решения поставленных задач, достижения цели и проверки гипотезы использованы общенаучные методы теоретического уровня (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение научно-теоретических и эмпирических данных), методы эмпирического исследования (тестирование), математически статистические методы обработки эмпирических данных (качественные и статистические).

Батарею психодиагностических методик составили:

  1. Оценка отношений подростка с классом (автор В.Богомолов)
  2. Социометрия Л.Н. Фрудман;
  3. Вербальная диагностика самооценки личности.

Методологическая основа исследования. Анализ научной литературы свидетельствует, что исследованию общения подростков посвящены работы таких отечественных и зарубежных ученых, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, Г. М. Андреева, М. С. Каган, Я. Л. Коломинский, А. В. Мудрик, И. С. Кон, П. М. Якобсон и др.

Проблема психологических особенностей общения в подростковом возрасте нашла свое отражение в работах психологов А. А. Бодалева, М. П. Волошиной, А. В. Гнездилова, И. В. Дубровина, И. С. Кона и других.

Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении и уточнении имеющихся знаний по данному вопросу.

Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школ, гимназий, лицеев и на практических занятиях в вузах по курсу «Возрастная психология».

Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.