Все виды научных работ по гуманитарным дисциплинам
  • contact@moydiplom.com.ua
  • +38 (068) 380-0962 +38 (066) 781-6355

Стрессоустойчивость как ресурс личности (юношеского возраста) в экстремальных условиях

600 

Код работы: Д 00016
Дисциплина: Эксперементальная психология
Тип работы: Дипломная (практическая)
Количество страниц:
 68
Источников литературы: 83

Описание

Дипломная работа предоставляет анализ проявления стрессоустойчивости в юношеском возрасте в экстремальных условиях и влияния на неё стрессоустойчивости.

ВВЕДЕНИЕ

Юношество, в современный период социально-экономического и политического развития нашего общества и государства, оказалось в условиях продолжающейся ценностной нестабильности общественного сознания. В текущий период времени нет востребованных идеалов в прошлом, но и в настоящем еще не только не определены новые, адекватные происходящим в стране и в мире переменам ориентиры для предстоящего развития, – социального, профессионального, личностного самоопределения, но и крайне неблагоприятная социально-политическая ситуация не способствует  их формированию. Поэтому, сегодня, юношеству очень трудно выделить и усвоить нормы взрослой жизни. Отсюда – смятение в мыслях и неуверенность в завтрашнем дне у многих и многих лиц юношеского возраста.

Помимо этого, современный этап социального развития общества «сдвинул» в психологическом и «деятельностном» планах (смыслах, значениях) границы всех возрастов в сторону более раннего наступления зрелости (в том числе – социальной зрелости) [16]. Данный процесс происходит по многим экономико-политико-социальным направлениям, но, вместе с этим, парадоксально усиливается социальный инфантилизм среди юношества и молодежи. А современные условия жизни предъявляют повышенные требования к адаптивным возможностям юношей. О том, что современная молодежь подвержена стрессам, свидетельствует увеличение в гигантских размерах употребления успокоительных средств, рост самоубийств, числа алкоголиков и наркоманов, а также увеличение числа с психическими и психосоматическими заболеваниями среди них.

Именно это порождает вопрос о психологических механизмах адаптации к изменившимся социальным условиям, одним из которых является совладание с возникающими трудностями. Поэтому становится актуальным интерес к этому феномену поведения, поскольку стрессоустойчивость юношей в трудных (экстремальных) ситуациях во многом определяет эффективность их социально-психологической адаптации. В понимании содержания процесса преодоления трудностей и стресс-факторов, обусловливающих его эффективность, особая роль отводится ресурсам личности.

Наличие определенных ресурсов, потенциалов, возможностей расширяет поле деятельности личности, делая более достижимыми значимые цели в жизни. Ресурсы как бы субъективно повышают ценность человека в глазах окружающих и в его собственном мнении о самом себе, делают его более сильным, значительным и продуктивным. Например, Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова [8] включают в понятие ресурсы личности умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности, которые дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни.

Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые-психологи и педагоги — теоретики и практики: Г.С. Абрамова, Б.С. Волков, И.Ю. Кулагина, И.В. Шаповаленко и др. [1; 10; 25; 46].

В современной науке над описанием способности личности сохранять адекватность психического состояния и эффективность деятельности в экстремальных условиях работал ряд исследователей: устойчивость личности (Л.И. Анцыферова [3], И.Ф. Аршава [49]), стрессоустойчивость (А.П. Катунин [20], Г.В. Мигаль [53], Г. Селье [42]), устойчивость к стрессу (В.И. Лебедев [26], А.В. Либина [27]), «эмоциональная устойчивость» (Г. Кристал [52], С.Л. Соловьева[54], А.М. Столяренко [43]), профессионально-психологическая устойчивость (И.Ф. Аршава [49], М.С. Корольчук [51] и др.).

Важность исследования ресурсов личности подчеркивается в роботах В.А. Бодров, Д. Гринберг, М.С. Корольчук, В.М. Крайнюк, С.Л. Соловьевой, и др. [5; 14; 22;54], где отмечается, что позитивное преодоление кризисных явлений становится возможным лишь в том случае, когда внешние и внутренние ресурсы личности оказываются достаточными, и именно характер и степень «наличных» или «доступных» ресурсов человека определяют способы разрешения кризиса.Сложность феномена ресурсов личности раскрывается в разнообразии подходов к его исследованию: так, ресурсы личности изучают в рамках теорий преодоления (Л. И. Анцыферова, В.А. Бодров, С.Л. Соловьева и др. [3; 5;54]), теорий адаптации (И.Г. Гаврилец [12], В.И. Лебедев [26], Г. Селье [42] и др.), теорий изменения (И. С. Кон [21], Б.Д. Эльконин [48] и др.).

В этой связи проблематика нашего психологического исследования уходит в изучение личностных характеристик юношей, которые определяют стрессоустойчивость, и либо способствуют, либо препятствуют им совладать с экстремальными жизненными ситуациями.

Объект исследования – адаптивные способности в юношеском возрасте.

Предмет исследования – особенности проявления стрессоустойчивости как ресурса личности в экстремальных условиях (на примере Донбасса).

Цель исследования – изучение особенностей стрессоустойчивости в юношеском возрасте как ресурса личности в экстремальных условиях.

Гипотеза исследования: существуют особенности проявления стрессоустойчивости в юношеском возрасте, которые могут стать эффективным ресурсом личности в экстремальных условиях.

Задачи исследования:

  • Анализ литературы по проблеме исследования
  • Подбор методов и методик исследования
  • Изучение стрессоустойчивости как ресурса личности в экстремальных условиях
  • Провести анализ и интерпретацию результатов психологического исследования стрессоустойчивости в юношеском возрасте
  • Составить психолого-педагогические рекомендации по развитию стрессоустойчивости в экстремальных условиях

Теоретическая значимость работы заключается в том, что представлены, систематизированы и проанализированы различные подходы к проблеме стресса и стрессоустойчивости, раскрыта связь между устойчивостью к стрессу и осознанной способностью в юношеском возрасте активно использовать психологические ресурсы адаптации, защиты и преодоления для преобразования стрессовых событий и ситуаций.

Практическая значимость исследования состоит в предложенном и апробированном диагностическом инструментарии для изучения стрессоустойчивости в юношеском возрастеи психологических ресурсов в нем, а также в разработке материалов практических рекомендаций по развитию стрессоустойчивости в юношеском возрасте как ресурса личности.

Опытно-экспериментальная база исследования: в исследовании приняли участие 60 респондентов юношеского возраста образовательных учреждений Луганской области в возрастном диапазоне от 16 до 18 лет.

В соответствии с целью и для решения поставленных задач исследования были использованы следующие методы:

  1. Теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
  2. Констатирующий эксперимент.
  3. Психодиагностические методики.
  4. Методы математической и статистической обработки материала.

Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием прикладных компьютерных программ универсальной обработки и анализа данных в психологии и социальных науках SPSS и Microsoft Excel.

Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.