Распродажа!

Стрессоустойчивость у представителей разных профессиональных групп

400  300 

Код работы: Д 00078
Дисциплина: Психология труда
Тип работы: Дипломная (практическая)
Количество страниц:
 49
Источников литературы: 50

Описание

В дипломной работе описаны отличия в стрессоустойчивости у представителей данных профессий: у педагогов, шахтёров и программистов.

ВВЕДЕНИЕ

Существенным моментом современной жизни общества является постоянное воздействие на человека стресс-факторов. При этом основной проблемой является не само влияние стресс-факторов, поскольку существование человека невозможно без них, а их разнообразие по природе происхождения, продолжительности и интенсивности воздействия, специфичности реакций. Постоянное стремление человечества к прогрессу усложняет это многообразие, что приводит к сложности прогнозирования появления и развития у человека стрессовых состояний, поскольку их, как следствие, тоже множество (профессиональный, информационный, коммуникативный стрессы и т. п.). В связи с этим приобретает значимость изучения стрессоустойчивости как свойства человека противостоять негативному влиянию факторов и развития патологических состояний.

Стрессоустойчивость можно рассматривать с разных позиций: биологических, психологических, социальных, медицинских и т. п. Соответственно, информации относительно данной проблемы тоже достаточно много. Безусловно, это, с одной стороны, является положительным моментом, поскольку позволяет анализировать все многообразие проявлений стрессоустойчивости человека, но, с другой стороны, возникают трудности, обусловленные сложностью их одновременного учета.

Низкий уровень стрессоустойчивости, неспособность человека противодействовать стрессам приводит к негативным последствиям в психической, социальной, профессиональной и поведенческой сферах (А. Г. Маклаков, В. А. Бодров, Н. В. Тарабрина, С. И. Яковенко).

Стрессоустойчивость важно рассматривать как в контексте определения содержания, оценки, так и в контексте ее формирования, то есть развития на разных этапах профессионального пути, в период адаптации к профессии и в зависимости от профессиональной деятельности. Это позволит определить, от чего зависит овладение человеком сложных жизненных ситуаций, какую роль в оптимальном функционировании человека играет его индивидуальный опыт, субъектная активность, устойчивые признаки эмоциональности в структуре индивидуальности и другие.

Чтобы преодолеть стресс, каждый человек использует собственные стратегии (стратегии преодоления, копинг-стратегии) на основе личностного опыта и психологических резервов (личностные ресурсы или копинг-ресурсы). Соответственно, преодолевающее поведение рассматривается как результат взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов [6].

Стратегии преодоления стресса (копинг-стратегии) трактуются как способы анализа стрессогенных факторов, возникающих в ответ личности на воспринимаемую угрозу и способы поведения в данных условиях.

Несмотря на то, что изучение стресса и стрессоустойчивости личности приобрело широкую популярность, однако, в большинстве случаев получаемые данные носят дифференцированный характер, что снижает их ценность.

Такое проблемное состояние и обусловило выбор темы нашего исследования: «Стрессоустойчивость у представителей разных профессиональных групп».

Объект исследованиястрессоустойчивость как профессионально значимое качество личности.

Предмет исследования – особенности стрессоустойчивости представителей разных профессиональных групп (педагогов, шахтеров, программистов).

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности стрессоустойчивости представителей разных профессиональных групп.

Гипотеза исследования: стрессоустойчивость представителей разных профессий имеет определенные особенности, а именно:

— существуют значимые различия между представителями типов профессий «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система» по показателям уровня профессионального стресса, стрессоустойчивости;

— представители типов профессий «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система» имеют различные копинг-стрессовые поведенческие стратегии и копинг-механизмы.

Поставленная цель реализуется в следующих задачах:

  • Провести исследование понятия стрессоустойчивости в современной литературе
  • Проанализировать стрессоустойчивость как профессионально значимое качество личности а также рассмотреть психологические защитные механизмы и копинг-стратегии представителей разных профессиональных групп
  • Составить программу эмпирического исследования особенностей стрессоустойчивости у представителей разных профессиональных групп (педагогов, шахтеров, программистов).
  • Интерпретировать результаты исследования

Для достижения поставленных задач используются следующие методы исследования: методы теоретического анализа, синтеза, классификации; для проверки гипотез использованы следующие психодиагностические методики:

  • анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость) – определение уровня стрессоустойчивости
  • тест на профессиональный стресс (Ю. Щербатых) – данный тест оценивает уровень профессионального стресса
  • методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер; адаптированный вариант Т. Крюковой) – включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий
  • Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона – для определения уровня самооценки стрессоустойчивости

Теоретическая значимость работы заключается в расширении теоретических сведений о стрессоустойчивости как профессионально значимом качестве личности, об особенностях стрессоустойчивости представителей разных профессиональных групп.

Практическая значимость работы определяется в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике психологической помощи людям.

Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.