Все виды научных работ по гуманитарным дисциплинам
  • contact@moydiplom.com.ua
  • +38 (068) 380-0962 +38 (066) 781-6355

Психологическое содержание внутриличностных конфликтов

400 

Код работы: Д 00059
Дисциплина: Общая психология
Тип работы: Дипломная (практическая)
Количество страниц:
 52
Источников литературы: 45

Описание

Дипломная работа посвящена теоретическим и практическим вопросам психологического содержания внутриличностных конфликтов студентов.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс становления личности, формирования ее индивидуальных проявлений сопровождается переживанием и преодолением ряда противоречий как внешнего характера при взаимодействии индивида с социумом, так и внутриличностных конфликтов.

Эти психические феномены имеют положительное значение – толчок, стимуляцию к личностному росту, в случае их конструктивного преодоления человек получает весомый опыт, совершенствует механизмы самореализации. Понимание этого можно найти еще в философских размышлениях и выражениях древних мудрецов, которые справедливо замечали, что главным носителем конфликта есть человек, которому сам смысл существования возлагает задачу – решать споры.

Проблема внутриличностного конфликта с каждым годом становится все более актуальной, поскольку интенсивные изменения общественного функционирования, экономическая нестабильность, рыночные отношения и расширение информационного пространства ведут к дестабилизации внутреннего мира личности, внутриличностному конфликту, обусловленному различными формами несоответствия внутренних ожиданий человека и внешних возможностей их реализации.

В основе переживания человеком внутриличностного конфликта лежат противоречия, выражающие несогласованность определенных установок, смысловых позиций человека и вызывающие психологический дискомфорт. Хотя этот психологический феномен имеет внутреннюю локализацию, однако его возникновение в основном определяется спецификой взаимодействия личности с социальным окружением. По мере взросления индивида и формирования его личностных качеств внутриличностный конфликт может возникать из-за проблем самоопределения у молодых людей и противоречия самореализации взрослых.

Самоопределение всегда остается одной из главных проблем, возникающих перед личностью в процессе самоактуализации. В условиях изменения ценностей и норм, образцов и стереотипов, являющихся основой жизненного выбора личности, проблема внутриличностного конфликта становится более значимой.

В период молодости решается ряд психологических задач, что неизбежно сопровождается переживанием представителями этого возраста внутриличностных конфликтов. Пребывание молодых людей в статусе студентов накладывает свою специфику на указанный психологический феномен по его содержанию на детерминации. Однако их умение конструктивно преодолевать эти конфликты определяет способность адекватно приспосабливаться к новым социальным условиям.

В данных обстоятельствах актуальной представляется задача изучения содержания и динамики переживания и преодоления внутриличностных конфликтов в период молодости, что и определило тему нашего исследования.

Теоретическую основу рассмотрения внутриличностного конфликта как психологического феномена составляют работы корифеев психологической науки Л. Выготского, Л. Божович, В. Столина, Б. Братуся, В. Петровского, С. Абульхановой-Славской, С. Рубиншейна, А. Леонтьева, В. Мерлина, А. Лурии, Б. Ананьева и других.

Объект исследования – внутриличностный конфликт в период молодости.

Предмет исследования – особенности психологического содержания внутриличностного конфликта молодежи.

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически исследовать особенности психологического содержания внутриличностного конфликта молодежи.

Гипотезой исследования является предположение о том, что внутриличностный конфликт в период молодости имеет определенные особенности.

Поставленная цель реализуется в следующих задачах:

  1. Охарактеризовать внутриличностный конфликт как психологический феномен.
  2. Проанализировать психологические особенности внутриличностного конфликта в период молодости.
  3. Описать организацию психологического исследования внутриличностного конфликта.
  4. Провести эмпирическое исследование особенностей психологического содержания внутриличностного конфликта молодежи.
  5. Определить дальнейшие перспективы исследования.

Для достижения поставленных задач используются следующие методы исследования: теоретические методы анализа, синтеза, классификации; эмпирические: метод тестирования, анкетирования.

В качестве диагностики использовались следующие методики:

  1. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах (Е. Фанталова).
  2. Опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ) (И. Сенин).
  3. Тест-опросник самоотношения (В. Столин, С. Пантилеев).
  4. Субъективная оценка межличностных отношений (С.Духновский).
  5. Методика «Внутренние источники жизненных трудностей». (методика Клиник неврозов психоневрологических институтов Варшавы и Санкт-Петербурга).

Обработка результатов исследования проведена с помощью математико-статистических методов (критерий ранговой корреляции Спирмена). Обобщение результатов осуществлено с использованием интерпретационных методов (классификация и обобщение эмпирических данных).

Характеристика выборки: в исследовании принимали участие 60 представителей студенческой молодежи, возрастом от 20 до 25 лет.

Практическая значимость работы определяется в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике психокоррекции.

Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.