Все виды научных работ по гуманитарным дисциплинам
  • contact@moydiplom.com.ua
  • +38 (068) 380-0962 +38 (066) 781-6355

Формирование речевой компетенции в монологической речи на практических занятиях английского языка

700 

Код работы: М 00006
Дисциплина: Английская филология
Тип работы: Магистерская
Количество страниц:
 73
Источников литературы: 72

Описание

В магистерской работе описана модель формирования монологической речи, проведено исследование эффективности формирования англоязычной монологической речи.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время в свете активного политического и экономического взаимодействия стран, неограниченности передвижений и развитой Глобальной сети, расширились возможности человечества. Стоит также заметить, что возможность активного сотрудничества в масштабах компаний, производств и предприятий в равной степени стимулирует интерес к изучению иностранных языков в виду возможности общения специалистов с иностранными коллегами, перспективы обмена передовыми достижениями и ценным опытом. Как следствие, в ходе профессионального обучения и подготовки, введение дисциплин, посвященных изучению иностранного языка, в частности, в рамках определенной специальности становится обязательным элементом современного образования. Действительно, социальный спрос общества на квалифицированных специалистов, которые бы владели навыками и умениями иноязычного профессионального общения, обусловлен расширением и углублением международных отношений, интеграцией нашей страны в мировое сообщество.

Языковой аспект в пересечении межкультурных границ является краеугольным камнем, с которым сталкивается каждый. Не смотря на активное продвижение азиатских и арабских стран, и как следствие, рост спроса на китайский, корейский, японский и арабский языки, английский язык остаётся на передовых позициях, будучи языком программирования, науки, медицины и множества других сфер деятельности человека.

Как известно, владение иностранным языком в широком понимании подразумевает наличие определенных навыков, позволяющих работать с заданным языком как в пассивном, так и в активном плане. Пассивные навыки представлены возможностью восприятия языка, будучи реципиентом информации, т.е. чтение, восприятие речи на слух. Составляющие активного уровня владения языком представлены умением самостоятельно создавать блоки информации на иностранном языке в письменном либо устном варианте.

Монологическая речь представляет отдельную нишу в аспекте владения английским языком. Данный тип речи основывается на длительном, последовательном изложении мыслей и знаний одним лицом. Сложность монологической речи при сопоставлении с диалогической состоит в ее большей композиционной сложности, завершенности мысли, а также в более строгом соблюдении грамматических правил и норм. Данный тип речи предусматривает следование четкой последовательности и логики говорящим.

Владение навыками монологической речи английского языка позволит современным выпускникам высших учебных заведений свободно высказывать собственную точку зрения, аргументированно и обоснованно делиться своими комментариями по интересующим вопросам, избегая при этом языковых барьеров. Особую роль в освоении монологической речи также играют практические занятия, в виду того, что они предоставляют учащимся возможность из позиции реципиента, которая чаще всего имеет место в контексте лекционной формы занятий, занять активную позицию, строя собственные речевые модели и анализируя монологическую речь своих однокурсников.

Теоретической основой для проведенного нами исследования послужили труды нижеприведенных авторов: Е.И. Пассова, Г.В. Роговой, М.Я. Блоха, Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, которые посвящены теории овладения английским языком на различных уровнях, а также методике его преподавания [39, 41, 12, 49].

Работы Н.В. Долгаловой, Н.А. Баташова, Л.Б. Болдыревой, П.Б. Гурвича соотносятся с темой монологической речи как отдельного аспекта изучения английского языка [14, 15]. Однако стоит отметить отсутствие дидактических материалов касательно овладения английским языком в контексте практических занятий в высшем учебном заведении. Большая часть обозначенной литературы посвящена общим вопросам обучения иностранному языку, не сосредотачиваясь более углубленно на совершенствовании навыков английской монологической речи в ходе практических занятий.

Объект исследования: процесс формирования речевой компетенции в монологической речи.

Предмет исследования: формирование речевой компетенции в монологической речи на практических занятиях английского языка.

Цель исследования: разработка и реализация эффективных методов формирования речевой компетенции в монологической речи студентов в процессе обучения английскому языку на практических занятиях.

Гипотеза исследования. Совершенствование навыков английской монологической речи в ходе практических занятий в контексте высшего образования при подготовке специалистов различных специальностей подразумевает соблюдение следующих условий:

— знание психолингвистических особенностей монологической речи как составляющей речевой компетенции в контексте английского языка;
— ознакомление с существующими и актуальными методами и подходами к формированию англоязычной речевой компетенции в высшей школе.

Реализация поставленных целей исследования подразумевает выполнение следующих задач:

  1. Дать определение понятию «монологическая речь» как составляющей англоязычной речевой компетенции.
  2. Ознакомиться с психолингвистическими особенностями монологической речи.
  3. Исследовать основные подходы к формированию англоязычной речевой компетенции студентов в монологической речи.
  4. Проанализировать особенности отбора и организации видов деятельности для формирования англоязычной монологической речи студентов на практических занятиях.
  5. Определить роль практических занятий по английскому языку в формировании речевой компетенции в монологической речи студентов.
  6. Разработать модель формирования монологической речи студентов ВУЗов на практических занятиях по английскому языку.
  7. Исследовать эффективность процесса и реализовать критериальную характеристику формирования англоязычной монологической речи у студентов в ходе практических занятий.
  8. Обозначить педагогические условия формирования речевой компетенции в монологической речи на практических занятиях по английскому языку.

В ходе реализации обозначенных задач был использован метод критического анализа научной литературы в сфере лингвистики, психологии, риторики, посвященной исследуемой проблематике. Также был использован общенаучный метод анализа, обобщения и систематизации.

Теоретическое значение проведенного исследования заключается в:

— конкретизации сведений касательно монологической речи как междисциплинарного понятия, анализ ее свойств и характеристик;
— анализе и сопоставлении существующих подходов к формированию англоязычной речевой компетенции на практических занятиях, оценка преимуществ и недостатков каждого;

Практическое значение работы состоит в разработке методики обучения монологическому высказыванию студентов высших учебных заведений в ходе практических занятий английского языка. В перспективе возможно использование полученных результатов в практике преподавания английского языка, а также в контексте изучения других языков. Разработанные теоретические положения и практические упражнения могут послужить основой при разработке учебников и учебных пособий по практике преподавания английского языка в учреждениях высшего.

Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.