Все виды научных работ по гуманитарным дисциплинам
  • contact@moydiplom.com.ua
  • +38 (068) 380-0962 +38 (066) 781-6355

Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании в условиях общеобразовательного учебного заведения

400 

Код работы: Д 00041
Дисциплина: Соц. работа и педагогика
Тип работы: Дипломная (практическая)
Количество страниц:
 66
Источников литературы: 49

Описание

Дипломная работа освещает теоретические основы и опытно-экспериментальную работу социально-педагогической профилактики подростковой наркомании в школе.

ВСТУПЛЕНИЕ

Актуальность исследования. Социально-экономический и культурный кризис, снижение внимания государства и общества к положению детей, ухудшение качества их жизни и несоблюдение социальных прав, отчуждение ребенка от семьи и школы, распространение явлений беспризорности и социального сиротства привели к росту числа несовершеннолетних, употребляющих табак, алкоголь, наркотики.

Проблема наркотической зависимости несовершеннолетних является негативным социальным явлением, которое представляет серьезную опасность, как для отдельной личности, так и для всего общества. На современном этапе развития общества констатируется увеличение количества активных и постоянных потребителей психоактивных веществ среди учащихся учебных заведений и снижение возраста лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами. Участились случаи продажи алкогольных и табачных изделий несовершеннолетним. Определенная доступность лекарственных наркотических средств и расширение спектра наркотических средств и сети их распространения является одним из важных факторов распространения подростковой наркомании.

Наркомания, а так же случаи полинаркомании среди подростков являются факторами снижения качества здоровья молодого поколения, изменения социального статуса несовершеннолетних, которые начали  употреблять психоактивные вещества. Так же прослеживается  прямая связь между употреблением наркотиков и ростом преступности, распространением ВИЧ-инфекции, ростом смертности среди молодого поколения; распространение особой молодежной субкультуры, ведущей ценностью которой является бессмысленное проведения досуга в сочетании с употреблением алкоголя и наркотиков.

В связи с этим, социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании представляется как востребованная практикой и теорией возможность предотвращения подростковой наркомании, снижение ее количественных и качественных показателей. Важность данной сферы социально-педагогической работы пролеживается во множестве исследований, посвящённых данной проблематике.

Фундаментальные исследования в области профилактики подростковой наркомании рассмотрены К. Лисецким, Н. Максимовой, В. Оржеховским и др. В современной социальной педагогике рассмотрены теоретико-методологические основы социально-педагогической работы с подростками (Т. Алексеенко, А. Беспалько, Л. Мудрик и др.).

Педагогические и психологические аспекты профилактики употребления подростками наркотиков нашли отражение в исследованиях украинских и российских ученых, а именно: А. Галагузовой, Н. Завацкого, В. Кузьменко, И. Орловой, И. Топчий и др.

Из вышеуказанного следует, что тема исследования: «Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании в условиях общеобразовательного учебного заведения» актуальна, проблема − социально значима. Не смотря на обширное число исследований посвященных различным аспектам профилактики подростковой наркомании, проблема профилактик подростковой наркомании в условиях общеобразовательного учреждения раскрыта недостаточно.

Цель исследования – теоретически изучить и на основе эмпирического исследования определить эффективность программы социально-педагогической профилактики подростковой наркомании в условиях общеобразовательного учебного заведения.

Объект исследования − процесс социально-педагогической профилактики подростковой наркомании в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования − формы и методы социально-педагогической профилактики подростковой наркомании в образовательных учебных учреждениях.

Гипотеза исследования состоит в том, что социально-педагогическая профилактика наркомании подростков будет успешной, если:

  • выявлены причины подростковой наркомании и социально-педагогические условия её профилактики
  • программа социально-педагогической профилактики подростковой наркомании имеет комплексный, характер
  • определены методы и формы профилактики подростковой наркомании, включающие методы и формы работы с подростками и учителями

Для достижения поставленных целей и проверки гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать понятие подростковой наркомании как социально-педагогической проблемы.
  2. Определить сущность и содержание социально-педагогической профилактики подростковой наркомании в условиях общеобразовательного учебного заведения.
  3. Провести анализ реального состояния социально-педагогической профилактики подростковой наркомании в общеобразовательном учебном заведении.
  4. Разработать и обосновать программу социально-педагогической профилактики подростковой наркомании в общеобразовательном учебном заведении.
  5. Экспериментально внедрить программу социально-педагогической профилактики подростковой наркомании в общеобразовательном учебном заведении.
  6. Провести анализ эффективности внедренной программы социально-педагогической профилактики подростковой наркомании в общеобразовательном учебном заведении.

Методы исследования:

  • теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, структурирование, конкретизация и др.
  • эмпирические методы: наблюдение, беседы, анкетирование подростков и учителей, тестирование, педагогический эксперимент
  • статистические: математический анализ данных, сравнение средних показателей, интерпретация данных

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнено понятие профилактики подростковой наркомании как комплекса педагогических и социальных средств, направленных на предотвращение наркомании у подростков; разработана и внедрена в практику общеобразовательного учреждения программа по профилактике подростковой наркомании, с учетом специфики подросткового возраста; выявлены эффективные формы и методы социально-педагогической профилактики подростковой наркомании в общеобразовательном учебном заведении.

Практическая значимость исследования состоит в значимости результатов для практики работы социального педагога общеобразовательного учебного заведения по профилактике подростковой наркомании; разработка коррекционной программы по профилактике подростковой наркомании может быть использована социальными педагогами, учителями, психологами общеобразовательных учебных учреждений, а так же в результаты исследования могут быть использованы в работе с подростками «группы риска» в учреждениях оказывающих социально-педагогическую помощь молодежи.

Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.