Все виды научных работ по гуманитарным дисциплинам
  • contact@moydiplom.com.ua
  • +38 (068) 380-0962 +38 (066) 781-6355

Приемы языковой игры в сетевом фольклоре

400 

Код работы: Д 00084
Дисциплина: Русская филология
Тип работы: Дипломная (теоретическая)
Количество страниц:
 71
Источников литературы: 51

Описание

В дипломной работе описаны вопросы реализации приема языковой игры в Интернет-пространстве; проанализированы актуальные Интернет-мемы, демотиваторы.

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе интернет представляет один из центров постиндустриальной цивилизации, своего рода, ядро, в центре и периферии которого существует отдельный вид коммуникативной активности социума. Пожалуй, сложно представить какую-либо из сфер жизни или деятельности человека без использования ресурсов сети, будь то экономика, политика, наука, современное искусство, не говоря уже о коммуникации в контексте разнообразных социальных сетей, форумов, чатов и специальных программ (Skype, Viber, Telegramm и т.д.).

Как показывает практика, большую часть информации человек получает именно из Интернета, в то время как радио и телевизор уступают свои прежде передовые позиции в распространении последних новостей и событий. Так, Интернет-дискурс представляет собой пространство, где одновременно функционируют массовая коммуникация и массовая информация.

Прагматичный компонент высказывания – это свойство высказывания реализовать определенные интенции адресанта сообщения влиять на поведение адресата, его убеждения, систему нравственных, духовных ценностей. Поскольку любой текст или изображение в Интернете содержит информацию, его можно считать прагматично направленным. Прагматическая направленность в данном случае заключается в побуждении адресата для выполнения определенных действий, что происходит благодаря использованию вербальных и невербальных средств воздействия с точки зрения их целесообразности для достижения коммуникативного намерения адресанта.

Среди средств со значительным прагматическим потенциалом есть приемы языковой игры, использование которых способствует выразительности текста и изменению эмоционального состояния потенциального адресата. В основе языковой игры лежит несоответствие грамматического строя высказываний правилам речевого узуса, нарушение общепринятых правил отбора и употребления языковых средств на всех текстовых уровнях – от фонетического до интертекстуального. Языковая игра также может рассматриваться как процесс и результат сознательной лингвокреативной деятельности индивида, направленной на нестереотипное варьирование формы и содержания языковых единиц в игровом регистре коммуникации с целью воздействия на эмоциональную и/или интеллектуальную сферу адресата. Среди лингвистов, В.И. Шаховский рассматривает языковую игру не как нарушение языковых и речевых норм, а как результат их оригинального, нестандартного варьирования на базе креативной компетенции коммуникантов в определенном эмотивном дискурсе. Благодаря данному приему коммуникативное сообщение, в любой из его форм реализации, приобретает неоднозначность, оригинальность, экспрессивность, что в конечном итоге позволяет достичь требуемого прагматического эффекта. Таким образом, исследование явления языковой игры в Интернет-фольклоре является актуальным в качестве лингвокультурного продукта, который отображает текущие процессы в сетевом языке (на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях), а также представляет собой отражение современной Интернет-культуры и дискурса.

Следует отметить, что специфика Интернет-коммуникации, ее способы реализации и прагматический компонент неоднократно становились объектами лингвистических исследований, например, в работах Н.Г. Асмус, О.И. Горошко, А.Ю. Дьякова, К.Б. Егорова, И.Б. Карпа, А.С. Клочкова, А.В. Лутовинова, Л.Ю. Щипицина, Е. Dresner и других авторов.

Цель работы состоит в исследовании приемов языковой игры в сетевом фольклоре.

Задачи исследования, обусловленные его целью, были следующими:

  1. Дать определение понятию «языковая игра».
  2. Рассмотреть предпосылки возникновения явления языковой игры в сетевом фольклоре.
  3. Ознакомиться с классификацией основных приемов языковой игры в Интернет-дискурсе (Интернет-мемы, демотиваторы, стишки-пирожки, Интернет-анекдоты).
  4. Реализовать методическую разработку урока русского языка для учащихся 11 класса.
  5. Сформулировать рекомендации по внедрению рассмотренных жанров сетевого фольклора в образовательный процесс.

Объект исследования представлен Интернет-дискурсом.

Предмет исследования – приемы языковой игры в сетевом фольклоре.

Решение поставленных в дипломном исследовании задач обусловило применение следующих методов: текстовый анализ, дискурсивный анализ, классификация и систематизация приемов языковой игры с учетом заданных критериев. Интернет-дискурс, как и дискурс в целом, характеризуется двумя планами (лингвистическим и экстралингвистическим), как и языковая игра, в связи с чем данное явление следует изучать как продукт языка и культуры.

Теоретическая значимость работы состоит в систематизации сведений о языковой игре как о лингвокультурном явлении, обобщении имеющихся подходов к трактовке понятий языковой игры, сетевого фольклора и Интернет-дискурса.

Практическая значимость работы заключается в возможности привлечения полученного материала в ходе преподавания русского языка, культурологи, лингвостилистики, лингвистики сетевых медиа, лексикологии, синтаксиса, дискурсивного анализа, при публикации учебных и методических пособий по обозначенным дисциплинам.

Новизна исследования состоит в поиске, систематизации и классификации актуальных приемов языковой игры, распространенных в среде сетевого фольклора.

Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.