Распродажа!

Особенности проявлений посттравматического стрессового расстройства у дошкольников

350  300 

Код работы: Д 00073
Дисциплина: Возрастная психология
Тип работы: Дипломная (практическая)
Количество страниц:
 47
Источников литературы: 31

Описание

В дипломной работе представлено исследование особенностей проявления ПТСР у дошкольников, выявлены защитные механизмы дошкольников из зоны боевых действий.

ВВЕДЕНИЕ

Бурный темп социальных изменений современности поставил перед психологической наукой актуальный и проблемный вопрос социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, который заключается в постепенном овладении им социокультурных достижений общества, в формировании способности осознавать себя, общественное окружающей среды и взаимодействовать с его социальными объектами. Проблема развития проявлений посттравматического стрессового расстройства у детей и ее особенности в период дошкольного детства является актуальной как в теоретическом, так и чисто прикладном аспектах.

Проблема проявлений посттравматического стрессового расстройства исследовалась многими психологами и педагогами (Л. Брусиловский, Н. Бруханский, Т. Сегалов, С. Крайц, П. Ганушкин, Ф. Зарубин, И. Бехтерев и др.).

Дети младшего школьного возраста отражают в игре все, что происходит вокруг. Игра для детей – это возможность справиться с ситуацией, которая уже произошла или происходит сейчас. Поэтому дети, пережившие активные боевые действия, отражают в ролевых играх войну, переселение, укрытия в бомбоубежищах, игру в волонтеров, психологов, социальных работников и др.

При стрессе и нарушении адаптации для детей младшего школьного возраста характерно: бессилие и пассивность, отсутствие обычных поведенческих реакций; повышенная возбудимость, злость и несобранность; страх расставания и постоянная переписка смс или звонки родителям на уроках; ухудшение памяти, внимания, способности сосредоточиться, снижение успеваемости в учебе, потеря интереса к школьной деятельности; соматические симптомы (боли в животе, головные боли); усиленная реакция на громкие звуки; «заморозка» (внезапная неподвижность); суетливость, плач от малейших раздражителей; нарушения питания (могут прятать/воровать еду).

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что при наличии данных о реакциях детей младшего школьного возраста, реакции дошкольников остаются малоизученными. Следовательно, наша работа является важной и значимой, так как в ней расширяются и дополняются сведения о влиянии пребывания в зоне боевых действий на развитие ПТСР у дошкольников, разрабатывается полноценная программа исследования особенностей проявлений посттравматического стрессового расстройства у дошкольников, находящихся в зоне боевых действий.

Объект исследованияпосттравматическое стрессовое расстройство.

Предмет исследованияособенности проявлений ПТСР у дошкольников, находящихся в зоне боевых действий.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности проявлений ПТСР у дошкольников, находящихся в зоне боевых действий.

Гипотеза исследования: проявление посттравматического стрессового расстройство у дошкольников, находящихся в зоне боевых действий связано с особенностями родительских установок и имеет свои особенности в виде негативных эмоций, повышенной возбудимости и тревожности, использования защитных механизмов.

Эмпирические гипотезы:

  • ПТСР у дошкольников, находящихся в зоне боевых действий может проявляться в виде негативных эмоций, высокого уровня тревожности, избегания, возросшей возбудимости и нарушении функционирования
  • дошкольники, находящиеся в зоне боевых действий могут использовать такие защитные механизмы, как изоляция, отрицание, вытеснение
  • существует определенная связь между проявлениями ПТСР у дошкольников, находящихся в зоне боевых действий и типом родительских отношений к ним

Поставленная цель реализуется в следующих задачах:

  1. Проанализировать учебную, исследовательскую литературу с целью систематизации имеющихся исследований по проблеме посттравматического стрессового расстройства в современной литературе
  2. Раскрыть влияние пребывания в зоне боевых действий на развитие ПТСР у дошкольников
  3. Составить программу эмпирического исследования
  4. Проанализировать результаты исследования особенностей проявлений ПТСР у дошкольников, находящихся в зоне боевых действий

Методы исследования. Для достижения поставленной цели и задач применяются следующие методы исследования:

теоретические методы: анализ научной психологической литературы;
эмпирические методы: психодиагностические методы в рамках субъективного подхода: психодиагностические методики изучения психо-эмоционального состояния дошкольника, такие как: родительская анкета «Оценка травматических переживаний детей» (Н. Тарабрина), полуструктурированное интервью «Оценка травматических переживаний» (Н. Тарабрина), тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен), тест-опросник родительского отношения А. Варга, В. Столин, проективный тест «Свободный рисунок».

Теоретическая значимость работы заключается в расширении теоретических сведений о посттравматическом стрессовом расстройстве; уточнении данных о влиянии пребывания в зоне боевых действий на развитие ПТСР у дошкольников.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике психологической помощи дошкольникам, находившимся в зоне боевых действий; улучшить, усовершенствовать программы реабилитации; сгладить, «элиминировать» проявления ПТСР у дошкольников, с целью предотвратить возможные последствия дезадаптации.

Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.