Все виды научных работ по гуманитарным дисциплинам
  • contact@moydiplom.com.ua
  • +38 (068) 380-0962 +38 (066) 781-6355

Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста

400 

Код работы: Д 00037
Дисциплина: Возрастная психология
Тип работы: Дипломная (практическая)
Количество страниц:
 62
Источников литературы: 53

Описание

Дипломная рассматривает проблемы учебной мотивации младших школьников, описывает экспериментальное исследование мотивации в младших школьников.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Расширение образовательного пространства и трансформация всех сфер жизнедеятельности общества требуют от подрастающего поколения умения разумно ориентироваться в быстроменяющемся потоке информации и эффективно приобретать новые знания. В связи с этим возрастает интерес исследователей к психологическим факторам эффективности учебной деятельности школьников, в частности проблема мотивации учебной деятельности, поскольку она является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

Именно младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Однако, учебная деятельность не дана ребенку в готовой форме, она должна быть сформирована. Но при этом возникает трудность: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Зачастую это внешняя мотивация (атрибутика школьной жизни). Учебный процесс должен быть построен так, чтобы ребенок был заинтересован в обучении. А значит, задачей этого возрастного периода является формирование и развитие мотивационной сферы младших школьников [12, c.39]. Поэтому проблема мотивации учебной деятельности школьников, в настоящее время по-прежнему остается актуальной, а младший школьный возраст наиболее благоприятным для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться дальше.

Организуя изучение и формирование мотивации в учебной деятельности, психологически важно не допускать упрощенного их понимания. Формирование учебной мотивации не должно происходить как механическое «перекладывание» из головы учителя в голову ученика знаний [33]. На самом деле формирование мотивов учения — это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом должен стимулировать мотивационную сферу ученика, а не просто быть наблюдателем. [40; 43].

Методологической основой работы стали труды А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А. Маслоу, Н. Ах,, Г. Мюррея, П. Якобсона, Х. Хекхаузена, Е.П. Ильина, М.В. Матюхиной, А.К. Марковой и др.), но, несмотря на большое количество работ в этой области, нельзя считать тему мотивации полностью решенной. Значительный вклад в изучение проблемы мотивации обучения у младших школьников внесли отечественные ученые В.В. Давыдов, М.И. Алексеева, В. Хеннинг, А.К. Маркова, Л.И. Божович и др. В частности, раскрыты структурные, содержательные и динамические характеристики мотивов учения детей шестилетнего возраста, особенности и тенденции развития отношения к учению у младших школьников с разной успеваемостью, условия целенаправленного формирования положительной мотивации учения.

Сложность исследования мотивации обусловлена тем, что учащийся побуждается к учению комплексом мотивов, которые не только взаимно обогащаются, но и противостоят друг другу. Мотивация формируется, изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Поэтому перед психологами и педагогами современной школы стоит достаточно важная задача найти новые пути формирования позитивной мотивации школьников к осуществлению учебной деятельности. Исходя из актуальности обозначенной проблемы, мы выбрали тему дипломной работы: «Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста».

Объект исследования – мотивация учебной деятельности младших школьников.

Предмет исследования – особенности учебной мотивации в начальной школе.

Цель работы – теоретическое обоснование и экспериментальное исследование особенностей функционирования мотивации в структуре учебной деятельности младших школьников и определении благоприятных психолого-педагогических условий для формирования у них устойчивой положительной мотивации в учебной деятельности.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. Осуществить теоретический анализ проблемы мотива и мотивации в зарубежных и отечественных подходах.
  2. Изучить мотивацию в структуре учебной деятельности младших школьников.
  3. Обосновать влияние мотивации на успешность учебной деятельности учащихся начальных классов в школе.
  4. Экспериментально установить мотивы учебной деятельности младших школьников и осуществить сравнительный анализ мотивации учащихся 2 и 3 классов.
  5. Разработать методические рекомендации учителям относительно поиска новых путей формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности.

Гипотезы исследования:

  • сила мотивации к учебной деятельности выше у детей 2-го, нежели 3-го классов
  • успешность учебной деятельности младших школьников в большей степени зависит от школьной мотивации, чем от показателя общей успеваемости

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что мотив относится к глубоким и многоаспектным психическим образованиям человека, неоднозначно проявляется в его практической деятельности, поэтому изучение мотивации учебной деятельности школьников требует комплексного исследования.

Практическая значимость исследования может выражаться в разработке методических рекомендаций для педагогов начальной школы, родителей младших школьников для улучшения организации учебного процесса в начальной школе.

Методы исследования: в работе использовался комплекс обоснованных и наиболее уместных, согласно целям и задачам исследовательской практики комплекс методов и методик: сравнительный анализ, анкетирование, тестирование, анализ школьной документации. Для анализа результатов исследования использовались методы математической статистики. Статистические показатели вычислялись с помощью программы и формул Microsoft Exsel.

Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.