Методика обучения литературному чтению
90 ₴
Код работы: К 00133
Дисциплина: Педагогика начальной школы
Тип работы: Курсовая (теоретичкская)
Количество страниц: 40
Источников литературы: 30
Опис
В курсовой раскрыты особенности проведения уроков чтения, а так же методы развития читательской компетентности, описан мониторинг развития навыков чтения.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе качества человеческого сообщества определяются духовным и интеллектуальным потенциалом на базе грамотности индивидуума. Необходимое условие грамотности − высокая доля населения, читает, и что еще более важно, население, читает активно. Чтение литературы детьми − проблема неизменно актуальная для педагогики. В настоящее время наблюдается ее важность в связи с современной культурной и социальной ситуацией.
Для человека книга всегда оставалась окном в мир, через который постигаются нравственные, эстетические и духовные ценности. Процесс постижения литературного произведения предполагает активную творческую деятельность, в ходе которой читатель создает на основе авторского текста вторичные образы, отражающие его индивидуальное видение. Многообразие вторичных образов (письменных, музыкальных, изобразительных, театральных) позволяет постигать художественный мир с разных сторон, создавая в результате полноценный, многогранный, синтезированный образ. В последнее десятилетие в значительной степени усилился интерес к литературному образованию младших школьников. В педагогическом сообществе укоренился новый взгляд на начальное звено, его теперь справедливо рассматривают не только как подготовительный этап, предшествующий получению среднего образования, но и как возраст, которому свойственна осмысленная познавательная деятельность.
Определяя задачи чтения как процесса, в настоящее время в большей степени подчеркивается не только его прикладное значение (для получения знаний в различных научных областях), но и конкретизируются возможности чтения художественной литературы для эстетического развития. Оставаясь в достаточной мере актуальным, отошел на второй план процесс борьбы за скорость чтения, уступив место работе, направленной на понимание художественной сути произведения. Постепенно из практики преподавания идет авторитарная педагогика навязывания взглядов и суждений, рассчитана на среднего ученика и позволяет мыслить и творить в пределах дозволенного.
Огромный вклад в разработку основ работы с литературными текстами внесли основоположники отечественной педагогики К.Д. Ушинский и Л. Н. Толстой. К.Д. Ушинский одну из важнейших задач школы видел в том, чтобы «приучить ребенка к разумной беседе с книгой». Чтобы решить данную задачу учителю необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе различных видов работы.
Над проблемой полноценного восприятия художественного произведения работали и работают многие известные ученые, педагоги: Голубченко И., Гордиюк Н., Иванова Л., Коба В., Науменко В., Почупайло А., Савченко А. и многие другие.
Таким образом, как показывает исследование, художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности учащихся. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у учащихся начальных классов. У детей расширяются конкретные представления об отношении к друзьям, одноклассникам, родных. Для учеников начальных классов, в силу особенностей их психики, высокое желание действенно откликнуться на все то, что ему сообщается, с чем он знакомится, о чем читает. Чтение будет активно развиваться, если в нем будут происходить не только процессы сборки букв, но и будет присутствовать момент внешнего выражения впечатлений от прочитанного, это и обусловило актуальность исследования.
Цель работы − теоретически изучить и эмпирически исследовать методику обучения литературному чтению в начальной школе.
Объект исследования − процесс литературного образования младшего школьника.
Предмет исследования − методика обучения литературному чтению младших школьников.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
- Разработать литературу по теме исследования.
- Изучить особенности формирования навыков чтения.
- Выявить особенности анализа литературных художественных произведений.
- Выделить критерии отбора литературных художественных произведений для младших школьников.
- Выявить эффективные способы и приемы формирования навыков литературного чтения у младших школьников.
- Провести мониторинг развития навыков литературного чтения у младших школьников.
- Выявить дальнейшие перспективы исследования.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, анализ литературных источников; практические: метод сбора информации путем анализа литературы, наблюдение за поведением детей на уроках и регистрации этих наблюдений, анкетирования, педагогический эксперимент.
Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.