Формирование нравственных качеств у младших школьников в процессе обучения математике

400 

Код работы: Д 00067
Дисциплина: Педагогика начальной школы
Тип работы: Дипломная (практическая)
Количество страниц:
 54
Источников литературы: 41

Опис

В дипломной описано констатирующее исследование нравственных качеств младших школьников. Даны рекомендации их развития в процессе обучения математике.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, корда все чаще можно встретить жестокость и насилие, алчность и обман, нечистоплотность по отношению к людям, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Одной из важнейших задач современного общества, является формирование всесторонне развитой личности на основе обоснованной системы нравственного воспитания. Общество, в котором происходят процессы социально-экономического преобразования, требует уделять особое внимания вопросам нравственного развития подрастающего поколения.

В сегодняшнее время – время перемен, проблема нравственного воспитания является особенно актуальной. Недаром на одно из первых мест, в системе воспитания выходят вопросы нравственности подрастающего поколения.

В последнее время наблюдается обострение проблемы нарушений нравственных норм учениками разных возрастных категорий, в том числе и младшего школьного возраста. Знание возрастных особенностей нравственного развития младших школьников может способствовать разработке эффективных методов психологического и педагогического воздействия на развитие личности ребенка, с целью обучения самостоятельного выполнения нравственных норм и корректировки своего поведения как в конкретной ситуации, так и в ближайшем будущем.

Важной составляющей нравственного воспитания является формирование моральных, этических качеств, которые рассматривают как путь успешного решения социальной, педагогической и психологической проблем, от  которых зависит культура государства.

Исследуемая проблема  отражена в ряде научных трудов. Проблема морально-этического воспитания младших школьников, нашла свое отражение в работах А. Богуш, А. Канищенко, А. Корнейчук, В. Мацулевич, Н. Смовской, К. Щербакова; воспитание культы поведения учеников исследовали В. Белоусова, Н.Богданова, Т. Болтун, Н. Киселева и др.); этику взаимоотношений в школьном коллективе рассматривали В. Белоусова, О. Матвиенко.

Проблема нравственного воспитания исследовалась и продолжает разрабатываться представителями различных наук: философии (Б. Ананьев, В. Асмус, А. Буров, Л. Выготский, И. Зязюн, М. Каган) педагогики и психологии (Ш. Амонашвили, Д. Водзенский, В. Крет, В. Лабунец, А. Пинт, В. Сухомлинский, С. Якобсон). Современные ученые (И. Бех, В. Дряпика, А. Олексюк, А. Рудницкая, А. Щуркова) отмечают, что частью глобального духовного кризиса, который переживает человечество сегодня, является кризис в области теории и практики воспитания. Вопрос педагогических принципов, методов нравственного воспитания является важным аспектом школьного учебно-воспитательного процесса. Поэтому вполне логично, что анализ сегодняшней практики свидетельствует о повышенном интересе к личностным качествам, содержанию, методам и формам их воспитания младших школьников.

Проблема нравственного воспитания личности рассматривается современными учеными разнопланово, в таких аспектах, как: структура морального сознания (В. Зыбковец, И. Марьенко); воспитание нравственной культуры личности (Т. Гуменникова, В. Бачинин); формирование нравственной активности учащихся (И. Зайцева, Л. Крайнова); классификация эмоций и чувств учеников младших классов (Е. Богданов, Б. Додонов, А. Запорожец, К. Платонов, К. Ушинский, А. Чебыкин); роль чувств в процессе нравственного воспитания учащихся (В. Блюмкин, Г. Гумницкий, И. Свадковский, М. Стельманович, В. Сухомлинский).

Считаем, что процесс обучения математике является необходимый компонентом нравственного воспитания младших школьников.

Обучение математике в начальной школе выполняет ряд важных для общего развития личности ученика задач, среди которых: формирование способности логически рассуждать, воспитание сосредоточенности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, а также развитие интеллекта, памяти, речи, воображения. Начальный курс математики обеспечивает формирование у младших школьников ключевых компетенций, среди которых основной является «умение учиться». Вместе с тем, математика выступает одним из лучших способов структурирования детского мышления, влияет на его системность и аналитичность.

По мнению исследователей, современный урок математики предполагает целенаправленную организацию учебной деятельности школьников, путем постановки и решения учебных задач, проблемных ситуаций, применения инновационных технологий обучения и т. д.

Ведущей задачей начальной школы является воспитание гармоничной, духовно богатой и национально сознательной личности. Недостаточная теоретическая разработанность проблем нравственного воспитания младших школьников провоцирует недостатки их реализации в педагогической практике. Таким образом, возникает противоречие между потребностью общества в решении проблем нравственного воспитания младших школьников и недостаточным ее теоретическим обоснованием в современной теории воспитания.

Основываясь на данном противоречии, мы определили тему нашего исследования: «Формирование нравственных качеств у младших школьников в процесс обучения младших школьников в процессе обучения математике».

Объект исследования – процесс формирования нравственных качеств у младших школьников.

Предмет исследования – педагогические условия формирования нравственных качеств у младших школьников в процессе обучения математике.

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические условия формирования нравственных качеств у младших школьников в процессе обучения математике.

Главные задачи исследования:

  • Проанализировать проблему нравственного воспитания младших школьников в психолого-педагогической литературе
  • Охарактеризовать пути формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
  • Раскрыть сущность обучения математике в начальной школе
  • Провести анализ действующей практики формирования нравственных качеств младших школьников
  • Выполнить диагностику уровня сформированности нравственных качеств детей младшего школьного возраста
  • Разработать педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников в процессе обучения математике

Для решения поставленных задач и достижения цели был использован комплекс методов исследования:

  • теоретические: анализ, синтез, обобщение, теоретическое моделирование
  • эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент
  • математические: шкалирование, нахождение средних величин и т. д.

Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.