Особенности морально-нравственных чувств студентов, обучающихся военным специальностям

400 

Код работы: Д 00074
Дисциплина: Общая психология
Тип работы: Дипломная (практическая)
Количество страниц:
 56
Источников литературы: 42

Описание

В дипломной работе представлено сравнительное исследование морально-нравственных чувств студентов, учащихся на военных и не военных специальностях.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития нашего общества особое значение и актуальность приобретает проблема создания такой воспитательной системы, в частности в ВУЗах, которая обеспечивала бы формирование личности нового типа, личности с высоким уровнем развития морально-нравственных чувств.

Учитывая это, образовательные учреждения призваны переориентировать студентов на то, что называют направленностью на другого человека, что рассматривается как сочетание трех умений: понимать других, внимательно к ним относиться, учитывать их интересы, желания, привычки. Большое внимание при этом следует уделить формированию у студенческой молодежи чувства верности. Потому что именно личность со сложившимся чувством верности воспринимает другого человека в контексте заботливого к ней отношения, а характерным признаком такого человека является его надежность в различных обстоятельствах, связанных с межличностным взаимодействием.

Профессия военнослужащего ужесточает требования к морально-нравственной культуре будущих офицеров, которые должны не только уметь определять те или иные мировоззренческие приоритеты, но и нести ответственность за свой выбор.

По сравнению с прошлым, в современной военной деятельности и службе произошли существенные изменения:

  1. Увеличилась ее интеллектуализация, значителен вес умственного труда в связи со все большим внедрением в нее научных, научно-технических разработок, техники, приборов.
  2. Проходят определенные реорганизационные изменения в структуре, содержании деятельности воинских частей, соединений.
  3. Социально-экономические трудности привели к значительным экономическим, материальным, социальным проблемам.

Военная служба имеет свои специфические социально-психологические особенности, которые в значительной степени детерминируют субъективную психологическую структуру деятельности, службы человека.

Из-за повышенной ответственности профессии военнослужащих к их морально-нравственным чувствам выдвигается ряд требований, закрепленных в государственных законодательных актах. Прежде всего, это преданность присяге, любовь к большой и малой Родине, этика служения, табу на нигилизм и антигуманизм, отстаивание общечеловеческих ценностей, демократических прав и свобод [19; 24; 27].

В научной и методической литературе представлен ряд исследований и разработок, в которых отражены различные подходы к решению задач по морально-нравственному воспитанию военнослужащих в ситуациях мировоззренческого и идеологического плюрализма.

Анализ научных источников и публикаций дают основания утверждать, что в настоящее время проблема формирования морально-нравственных чувств будущих военных специалистов в условиях глобальной деидеологизации является насущной необходимостью современного образования. Вместе с этим много проблем по формированию мировоззрения современных специалистов и, в частности, будущих военных специалистов до сих пор не решены.

В процессе решения указанной проблемы возникает ряд противоречий, наиболее существенными из которых можно назвать следующие:

  • между объективной необходимостью воспитания морально-нравственных чувств у студентов военных специальностей и неадекватными возможностями современной системы образования
  • между социальной значимостью проблемы воспитания морально-нравственных чувств для гармонизации взаимоотношений в системе «человек-человек», «человек-общество» и отсутствием разработки ее в научно-теоретическом и методическом аспектах

Вышесказанное определило тему нашего исследования: «Особенности морально-нравственных чувств студентов, обучающихся военным специальностям».

Объект исследованияморально-нравственная сфера студентов.

Предмет исследованияособенности морально-нравственных чувств студентов, обучающихся военным специальностям.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности морально-нравственных чувств студентов, обучающихся военным специальностям.

Гипотеза исследования: морально-нравственные чувства студентов, обучающихся военным специальностям, развиты на более высоком уровне.

Для этого поставлены такие задачи:

  • Изучить подходы к определению морально-нравственные чувства в научной литературе.
  • Проанализировать особенности морально-нравственных чувств студентов военных специальностей.
  • Составить план эмпирического исследования особенностей морально-нравственных чувств студентов обучающихся военным специальностям.
  • Проанализировать и интерпретировать полученные результаты исследования.

Для достижения поставленных задач используются следующие методы исследования:

теоретические методы: методы теоретического анализа, синтеза, классификации;
эмпирические методы: психодиагностические методики:

  • анкета «Гражданственность и патриотизм»,
  • шкала совестливости (В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский) для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям,
  • методика «Незаконченные предложения» (Дж. Сакс) – для оценки чувств чести, достоинства, доброжелательности, дружелюбности;
  • методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко – для оценки таких чувств, как гуманность, сочувствие, сопереживание;
  • модификация методики диагностики нравственной самооценки (Л. Н. Колмогорцева) – для выявления уровня нравственной самооценки.
  • анкета.

математико-статистические методы (корреляционный анализ);
— обобщение результатов осуществлено с использованием интерпретационных методов (классификация и обобщение эмпирических данных).

Теоретическая значимость работы заключается в расширении теоретических сведений о морально-нравственных чувствах студентов военных специальностей; уточнении данных о особенностях морально-нравственных чувств студентов, обучающихся военным специальностям.

Практическая значимость работы определяется в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике психокоррекции морально-нравственной сферы будущих военных.

Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.