Все виды научных работ по гуманитарным дисциплинам
  • contact@moydiplom.com.ua
  • +38 (068) 380-0962 +38 (066) 781-6355

Мечты и жизненные планы в ранней юности

300 

Код работы: Д 00039
Дисциплина: Возрастная психология
Тип работы: Дипломная (практическая)
Количество страниц:
 42
Источников литературы: 43

Описание

В дипломной работе раскрыты теоретические аспекты исследования мечтаний и жизненных планов в ранней юности, описано эмпирическое исследование.

ВСТУПЛЕНИЕ

Актуальность исследования. Жизненные планы рассматриваются как определяемая личностью совокупность целей, их последовательность и способы реализации на жизненном пути.

Психологической основой мечтаний и жизненных планов в студенческие годы является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально-детерминированные отношения личности к действительности.

По мнению большинства авторов, мечты и жизненные планы, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки.

Жизненные планы личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями.

Жизненные цели приобретают особое значение в юношеском возрасте, когда человек определяет направление своего профессионального развития. Большинство исследователей говорят о значимости осознания своих жизненных целей на этапе выбора профессии (Л. И. Катаева, Е. А. Климов, Д. А. Леонтьев). Юность – период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека. Юношеский возраст – наиболее благоприятный возраст для активизации внутреннего механизма целеполагания. По мнению ряда отечественных и зарубежных авторов, комплекс жизненных целей личности как устойчивая система ценностей формируется в период поздней юности или начала взрослости, которому соответствует примерный жизненный отрезок от 18 до 23 лет (И.С. Кон, Дж. Коннер, П. Массен и др.). Следовательно, большую важность постановка и реализация жизненных целей имеет для студентов (особенно, первокурсников).

Проблематика исследования мечтаний не достаточно изучена в современном обществе, это и определяет выбор темы исследования « Мечты и жизненные планы в студенческие годы».

Объект исследования: мечты и жизненные планы.

Предмет исследования: мечты и жизненные планы в ранней юности.

Цель исследования: теоретически изучить и эмпирически исследовать основные мечты и жизненные планы в студенческие годы.

Гипотезой исследования является предположение о том, что существует взаимосвязь между ценностными ориентациями и построением жизненных планов и мечтаний в студенческие годы.

Поставленная цель реализуется в следующих исследовательских задачах:

  1. Обосновать теоретико-методологическую базу изучения особенностей мечтаний и жизненных планов личности в юношеском возрасте.
  2. Проанализировать особенности юношеского возраста.
  3. Осуществить эмпирическое исследование и сделать выводы на основе полученных результатов.

Для достижения поставленных задач используются следующие методы исследования:

  • теоретические: анализ литературы по данной проблематике;
  • эмпирические: диагностические (Методика диагностики самоактуализации личности А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина, методика М. Рокича «Ценностные ориентации», разработанная анкета «Мечты и жизненные планы студента», опросник «Уровня субъективного контроля» Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд; статистические и математические методы обработки: корреляционный анализ критерий Спирмена).

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней сделана попытка обобщить имеющийся теоретический материал, а так же показать значимость исследований в данной области. Также сделана попытка расширить теоретические данные о мечтаниях и жизненных целях юношей и девушек.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы психологами, социальными работниками, педагогами для организации и оказания психологической помощи юношам и девушкам. Также результаты исследования помогут разработать рекомендации для юношей и девушек, с целью конструктивного планирования и построения жизненных планов.

Новизна проведенного исследования. Заключается в уточнение и  конкретизация известных данных, распространение известных результатов на новый класс объектов, а именно изучение жизненных планов и мечтаний в ранней юности. А также выведена взаимосвязь между мечтаниями и ценностными ориентациями, интернальность-экстернальностью.

Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.