Все виды научных работ по гуманитарным дисциплинам
  • contact@moydiplom.com.ua
  • +38 (068) 380-0962 +38 (066) 781-6355
Распродажа!

Коррекционно-педагогическая работа по преодолению дизартрии у детей дошкольного возраста

100  80 

Код работы: К 00119
Дисциплина: Коррекционная педагогика
Тип работы: Курсовая (практическая)
Количество страниц:
 41
Источников литературы: 23

Описание

В курсовой работе представлено исследование дизартрии у детей. На основе констатирующего эксперимента даны рекомендации по ее преодолению.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Ориентация современной логопедии и педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, и оптимизировать жизнедеятельность взрослого с заболеванием дерартрии. Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей с нарушениями речи так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений.

Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения.

Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с дизартрией является одной из актуальных проблем логопедии, так как в настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей с дизартрией значительно возросло.

Наиболее полно и глубоко в литературе освещены вопросы симптоматики, механизмов и структуры выраженных дизартрических нарушений у детей с церебральными параличами, разработаны методологические подходы и отдельные направления их преодоления (Е. Ф. Архипова, Е. Н. Правдина-Винарская, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, И. И. Панченко, К. А. Семенова, Л. А. Данилова).

Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, Я. Л. Коломинского, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, А. В. Мудрика, П. М. Якобсона, Я. А. Яноушека и др.

В то же время недостаточно изучены легкие проявления дизартрии. Нет единого терминологического подхода к обозначению этого речевого расстройства.

В настоящее время сосуществуют понятия «стертая дизартрия», «мягкая» дизартрия, дизартрический компонент, минимальный дизартрический синдром, минимальные дизартрические расстройства, легкая степень дизартрии.

Накоплен большой теоретический материал по проблемам этиологии, симптоматики разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых нарушений при стертой дизартрии. Однако остаются недостаточно изученными вопросы формирования звукопроизношения у детей с указанным речевым расстройством.

Дизартрия относится к тяжёлым нарушениям речи. Дизартрия может иметь место, как у детей, так и у взрослых. Дизартрия у детей может являться следствием нарушения внутриутробного развития, перенесённых внутриутробно инфекций, а так же родовых травм. Дизартрия у взрослых − это последствия травм и перенесённых острых состояний.

Дизартрия у детей и взрослых имеет ряд общих моментов, но имеет и существенные отличия. У детей, дизартрия проявляется нечёткостью речи. Но, если у взрослых это отклонение не приводит к снижению интеллекта, то у детей оно негативно влияет на все функции. Дети с острой формой дизартрии практически не имеют возможности общаться со сверстниками, что негативно сказывается на их психическом состоянии. Они могут быть, как сильно замкнуты, так и наоборот, расторможены. Более того, если взрослые, столкнувшись с дизартрией, уже освоили многие навыки, такие как чтение и письмо, то детям ещё предстоит их освоить. Из-за дизартрии у них затруднён процесс освоения навыка чтения и письма. Более того, они плохо справляются с изобразительной деятельностью, танцами и физподготовкой. Это связано с недоразвитием как общей, так и мелкой моторики.

Несовершенство коммуникативных навыков, речевая неактивность не обеспечивают процесс свободного общения и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности.

Поэтому пересмотр подходов, лежащих в основе коррекционно педагогической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией, необходимость повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является в настоящее время одной из актуальных задач логопедии.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Коррекционно-педагогическая работа по преодолению дизартрии у детей дошкольного возраста».

Цель исследования − теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Объект исследования: нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией.

Предмет исследования: коррекционно-педагогическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей.

Гипотеза исследования: преодоление нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией будет эффективным при условии его осуществления в системе дифференцированной коррекционно-педагогической работы.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования предстояло решить следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией.
  2. Дать характеристику нарушению дизартрия.
  3. Разработать содержание коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией и оценить ее эффективность.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, контент анализ.

Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.