Все виды научных работ по гуманитарным дисциплинам
  • contact@moydiplom.com.ua
  • +38 (068) 380-0962 +38 (066) 781-6355

Исследование индивидуально-психологических особенностей мотивации к обучению старших школьников

500 

Код работы: Д 00051
Дисциплина: Возрастная психология
Тип работы: Дипломная (практическая)
Количество страниц:
 53
Источников литературы: 42

Описание

Дипломная описывает теоретические и практические основы исследования индивидуально-психологических особенностей мотивации к обучению старших школьников.

ВСТУПЛЕНИЕ

Актуальность исследования. Приоритетной задачей современной системы образования является направление учащихся на выработку позитивной мотивации и повышение интереса к учебе. Для реализации данной задачи следует подробнее ознакомиться собственно с проблемой мотивации обучения и на основе этого определить наиболее эффективные пути ее формирования [36].

Итак, развитие положительной мотивации обучения является одним из условий формирования целостной, всесторонне развитой личности. Соответственно, современное образование ориентировано именно на развитие успешной личности учащихся. Для лучшего перехода на новую систему образования, которая направлена на формирование желание учиться, достигать определенных целей, первоочередной задачей является развитие у учащихся интереса и формирование положительной мотивацию к обучению.

Для реализации основных задач личностно-ориентированного подхода необходимо разрабатывать инновационные технологии, которые бы способствовали успешному усвоению знаний учащимися. Именно программирование учеников на достижение успеха в учебной деятельности, с учетом их индивидуальных особенностей и создание соответствующих воспитательных ситуаций, способствует развитию их потенциальных возможностей и желания получать новый опыт в процессе обучения и формировать положительную мотивацию обучения [41].

Изучением вопроса мотивации обучения в педагогике и психологии занимались М. И. Алексеева, Б. Ф. Баев, Л. И. Божович, Н. Воронова; П. А. Гончарук, Т. А. Матис, А. К. Маркова, М. Лукьянова, В. А. Семиченко, Л. Чаговець и другие. Анализ литературных источников свидетельствует об отсутствии единства в определении понятия мотивации, а, следовательно, и о недостаточности изучения ее отдельных аспектов.

Несмотря на наличие работ по учебной мотивации, многие вопросы до сих пор остаются открытыми. Так, исследователи обошли своим вниманием выяснение специфики мотивации учащихся старших классов с разным уровнем знаний − однако, именно учет этой специфики предоставил бы возможность учителям и практическим психологам осуществлять индивидуальный подход к школьникам с учетом возрастных и индивидуально-типологических характеристик их мотивации. Поэтому закономерно возникает необходимость изучения особенностей становления мотивационной сферы старшеклассников с разной успеваемостью в учебе.

Базовым для осуществления исследования избран ранний юношеский возраст, поскольку экспериментальные данные указывают на то, что он является особенно сенситивным для развития мотивации и познавательной активности школьников. Вместе с тем, как свидетельствуют результаты научных исследований последних десятилетий, у учеников старших классов наблюдается стремительное снижение учебной мотивации.

Отсутствие исследований мотивационной сферы старшеклассников с разным уровнем знаний, с одной стороны, и настоятельная необходимость в развитии конструктивной мотивации учебной деятельности в раннем юношеском возрасте − с другой, обусловили выбор темы исследования «Исследование индивидуально-психологических особенностей мотивации к обучению старших школьников».

Объект исследования: мотивация к обучению.

Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности мотивации к обучению старших школьников.

Цель исследования: теоретически изучить и эмпирически исследовать основные индивидуально-психологические особенности мотивации к обучению старших школьников.

Гипотезой исследования является предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем развития учебной мотивации и успешностью школьного обучения.

Поставленная цель реализуется в следующих исследовательских задачах:

  1. Изучить и проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выяснить и критически оценить современное состояние проблемы развития мотивационной сферы старших школьников.
  3. Определить пути развития мотивационной сферы старших школьников.
  4. Подобрать методологический инструментарий исследования и провести эмпирическое исследование.
  5. Сделать выводы и определить дальнейшие перспективы исследования.

Для достижения поставленных задач используются следующие методы исследования:

— теоретические: анализ педагогической и психологической литературы; анализ, синтез, классификация;
— эмпирические: диагностические (Методика для диагностики учебной мотивации школьников (М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой), Методика изучения мотивации обучения старшеклассников (Н. В. Калинина, М. И. Лусканова), методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (А. М. Прихожан), выявление успеваемости методом нахождения среднего значения оценок успешности обучения за семестр и экспертной оценки; статистические и математические методы обработки: средние показатели, корреляционный анализ.

Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении теоретических знаний о взаимосвязях мотивации и успешности старших школьников; в определении ведущих мотивов, влияющих на успешность и не успешность школьного обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данные исследования могут быть применены в работе практического психолога общеобразовательного учреждения, классных руководителей и учителей предметников, работающих в старшем звене. Данные исследования могут быть базой для проведения исследования с большим количеством исследуемых, а так же результаты могут учитываться в разработке коррекционных, профилактических, просветительских мероприятиях со старшими школьниками, их родителями и педагогическим коллективом школы.

Новизна проведенного исследования определяется в исследовании связи между успешностью обучения, а именно низкой средней и высокой и основными мотивами обучения на выборке старших школьников.

Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.