Все виды научных работ по гуманитарным дисциплинам
  • contact@moydiplom.com.ua
  • +38 (068) 380-0962 +38 (066) 781-6355

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

100 

Код работы: К 00045
Дисциплина: Логопедия
Тип работы: Курсовая (практическая)
Количество страниц:
 43
Источников литературы: 27

Описание

Курсовая работа по использованию дидактических игр в развитии фонематического слуха с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование произносительной стороны речи − сложный процесс. При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормативным произношением. Это обусловлено сложностью самого материала − звуков речи, которые ребенок должен научиться воспринимать и воспроизводить. Но овладение правильным звукопроизношением осложняется, когда на первый план выступает незавершенность процесса формирования фонематического восприятия и слуха. В исследованиях многих ученых (А. Гвоздев [4], Г. Каше [9], М. Хватцев [24] и др.) отмечено важное значение фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Необходимым условием для успешного усвоения школьной программы детьми, является грамматически правильная речь, своевременное выявление и исправление недостатков звукопроизношения которой являются обязательными элементами всего комплекса коррекционной работы.

По психолого-педагогической классификации речевых нарушений Р. Левиной, к категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносимая сторона речи и особенно − фонематический слух.

Фонематический слух и фонематическое восприятие − это тонкий систематический слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Формирование произносительной стороны речи тесно связано с развитием фонематического слуха, с одной стороны, и становлением лексико-грамматических категорий − с другой.

Фонематическое восприятие − это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Поэтому от того, насколько успешно и своевременно будет исправлено звукопроизношение в детском возрасте, во многом зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период.

В дошкольном возрасте основной, ведущей деятельностью является игра, поэтому для коррекции фонематического слуха и восприятия дошкольников использование игры наиболее успешно. Особенно важное место по формированию фонематического слуха и восприятия, на наш взгляд, занимают дидактические игры. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи.

Итак, широкая распространенность фонетико-фонематического недоразвития речи, его негативное влияние на становление и развитие личности ребенка, на его дальнейшую социальную адаптацию позволяет утверждать, что поиск современных эффективных путей его преодоления является одной из приоритетных задач логопедической работы.

Цель исследования – теоретически обосновать и эмпирически исследовать использование дидактической игры в работе по развитию фонематического слуха восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Объект исследования: фонематический слух и восприятие у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Предмет исследования: использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

В соответствии с поставленной целью исследования предстояло решить следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Дать характеристику онтогенезу речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
  3. Изучить роль дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
  4. Провести исследование имеющегося уровня развития фонематического слуха и восприятия дошкольников.
  5. Разработать практические рекомендации по использованию дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, констатирующий эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования; методы презентации данных.

Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.