Распродажа!

Особенности эмоционально-волевой сферы девиантных подростков

500  400 

Код работы: Д 00076
Дисциплина: Возрастная психология
Тип работы:Дипломная (практическая)
Количество страниц:
 55
Источников литературы: 51

Описание

В дипломной работе описана эмоционально-волевая сфера девиантных подростков (на основе сравнения двух групп: с девиантностью и без девиантности).

ВВЕДЕНИЕ

Сложная ситуация в нашей стране, современные кризисные процессы, происходящие во всех сферах жизнедеятельности, негативно влияют на мировосприятие молодежи, их ориентацию в культурном и образовательном пространстве. Все это носит системный характер и может вызвать глубокие нарушения в психическом развитии личности на протяжении онтогенеза.

Снижение моральных и этических норм вызывают возникновение отдельных форм социальных отклонений, приводящих к уменьшению самооценки и качества жизни, критического отношения к своему поведению и даже к социальной дезадаптации личности, и, в некоторых случаях, к полной изоляции. Итак, следствием негативных социальных преобразований становятся проявления девиантного поведения, основой которых является нарушение социальной адаптации и десоциализация личности.

На современном этапе увеличивается число несовершеннолетних с девиантным поведением, что является одной из самых актуальных психолого-педагогических проблем.

Как утверждают исследователи, особенно важным является решение этого вопроса относительно подросткового возраста. Подростковый возраст является одним из самых динамичных этапов функционирования психики, характеризующейся важным процессом формирования характера. И, соответственно, поведение подростка – внешнее проявление формирования его характера.

В постмодернистском обществе у ребенка больше возможностей для проявления агрессии из-за вседозволенности демократии и культуры, однако, в некоторых случаях сложное поведение подростка, характеризующееся нарушениями, является проявлением осложнения процесса формирования его характера, которое детерминируется многими аспектами. Преодоление кризиса подросткового возраста является сложным этапом и характеризуется уменьшением уровня агрессии и большим осознанием, однако при неудачном преодолении кризиса сложное поведение подростка становится основой для формирования его характера, влечет девиации.

Даже детям из достаточно благополучных семей часто приходится переживать отчужденность, непонимание, элементарное невнимание и незаинтересованность со стороны родителей. Наиболее высокий риск дезадаптации проявляется у детей, чьи родители страдают алкоголизмом, имеют проблемы с законом и психические нарушения.

Комплексное теоретическое исследование личности девиантного подростка и форм проявления девиантного поведения в этом возрасте является важной базой для лучшего понимания и потенциальной разработки системы профилактических мероприятий, а также улучшения системы педагогических мероприятий, предупреждая сложность преодоления кризиса подросткового возраста.

Анализ исследований показал, что весомым является вклад в исследование психолого-педагогических основ проблемы таких ученых, как Л. Выготский, И. Кон, В. Менделевич и др.

На нынешнем этапе учеными выяснены следующие аспекты проблемы: мотивы возникновения девиантного поведения детей и подростков (А. Бондарчук, И. Подласый), психологические особенности правонарушений несовершеннолетних и специфика корректировки их поведенческих отклонений (Л. Антоненко, М. Кузубова, Н. Максимова, В. Степанов).

Также именно в подростковом возрасте закладываются основы эмоциональной устойчивости в зрелые годы (П. Якобсон, П. Анохин, А. Грецов, И. Дерманова, Е. Ильин, В. Казанская, П. Лафренье, Ф. Райс, А. Реан, С. Рубинштейн и др.).

Эмоции как неотъемлемый компонент психической деятельности изменяются в процессе жизни человека. Влияние эмоций на протекание многих психических процессов усиливает необходимость познания механизмов их возникновения, развития и возможной корректировки в учебно-воспитательном процессе. Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основой для изменения эмоционально-ценностного отношения к себе, которое проявляется в неудовлетворенности собой.

Психологическим аспектам становления личности подростка посвящено множество работ зарубежных и отечественных ученых, таких как А. Адлер, Л. Божович, И. Дубровина, К. Изард, Ж. Пиаже, А. Прихожан, С. Рубинштейн, Д. Фельдштейн, С. Холл и др.

Несмотря на значимость и актуальность проблемы исследования эмоционально-волевой сферы подростков с девиантным поведением, множество аспектов еще остаются недостаточно изученными. Такое проблемное состояние и обусловило выбор темы нашего исследования: «Особенности эмоционально-волевой сферы девиантных подростков».

Объект исследованияэмоционально-волевая сфера подростков.

Предмет исследованияособенности эмоционально-волевой сферы девиантных подростков.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности эмоционально-волевой сферы девиантных подростков.

Гипотеза исследования: эмоционально-волевая сфера девиантных подростков имеет определенные особенности (в отличие от подростков без девиаций).

Теоретическая гипотеза была конкретизирована в следующих эмпирических гипотезах:

  1. Существуют значимые различия между подростками с девиантностью и подростками без девиантности по уровню склонности к преодолению норм и правил, аддиктивному, деликвентному и саморазрушающему поведению, уровню волевого контроля эмоциональных реакций.
  2. Преимущественное количество подростков, как с девиантным поведением, так и без девиантностей не имеют тяжелых форм депрессии.
  3. Существуют значимые различия между подростками с девиантностью и подростками без выраженной девиантности по уровню тревожности, ригидности.
  4. У девиантных подростков преобладают такие формы агрессии, как физическая агрессия, вербальная агрессия, негативизм, раздражение.
  5. Уровни враждебности и агрессивности девиантных подростков значимо отличаются от уровней враждебности и агрессивности подростков без выраженной девиантности.
  6. Существуют значимые различия между подростками с девиантностью и подростками без выраженной девиантности по показателям волевых особенностей личности.

Поставленная цель реализуется в следующих задачах:

  • Определить особенности эмоционально-волевой сферы подростка
  • Описать общие характеристики личности девиантного подростка и раскрыть влияние девиантного поведения на формирование эмоционально-волевой сферы
  • Провести эмпирическое исследование особенностей эмоционально-волевой сферы девиантных подростков
  • Проанализировать и интерпретировать полученные результаты

Для достижения поставленных задач используются следующие методы исследования: методы теоретического анализа, синтеза, классификации; для проверки гипотез использованы такие психодиагностические методики: опросник депрессии А. Бека, шкала личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилберга-Ю. Ханина, методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки, диагностика волевых особенностей личности (М. Чумаков), методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А. Орел), самооценка психических состояний (Г. Айзенк). Обработка результатов исследования проведена с помощью математико-статистических методов (дескриптивный анализ, критерий Манна-Уитни). Обобщение результатов осуществлено с использованием структурно-интерпретационных методов (классификация и обобщение эмпирических данных).

Теоретическая значимость работы заключается в расширении теоретических сведений о личности девиантных подростков, особенностях их эмоционально-волевой сферы.

Практическая значимость работы определяется в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике коррекции эмоционально-волевой сферы девиантных подростков.

Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.