Диалог как способ организации взаимодействия субъектов педагогического процесса в условиях ДОО

250 

Код работы: К 00189
Дисциплина: Педагогическая психология
Тип работы: Курсовая (теоретическая)
Количество страниц:
 43
Источников литературы: 35

Опис

В курсовой работе изложены основы взаимодействия в ДОО на основе диалога. Рассмотрены особенности взаимодействия детей и воспитателей, родителей и детей.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На современном этапе вся система образования, педагогический процесс, его субъекты приобретают новые качественные характеристики в горизонте XXI века. Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому.

В Федеральном законе «Об Образовании в РФ», во ФГОС уделяется большое внимание проблеме воспитания и образования личности. Ответственный период принадлежит дошкольному образованию. Современный период развития дошкольного образования характеризуется тенденцией к его обновлению – одни системы и технологии воспитания и обучения заменяются другими, модернизируются – всякий раз обнаруживая новые идеи и подходы к такой его организации, которая бы максимального сближала педагогический процесс с личностными особенностями детей. Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе, конкретнее – в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Известно, что профессиональное общение воспитателя ДОО имеет прежде всего диалогический характер и предусматривает взаимодействие с широким кругом коммуникативных партнеров: администрацией ДОО и коллегами, ежедневное общение с родителями воспитанников, педагогическое взаимодействие с детьми дошкольного возраста, работа по налаживанию межличностного общения в детском коллективе и т.д. Разный социально-речевой статус партнеров общения требует использования разных речевых средств, изменения собственного речевого поведения педагога.

Диалогическое взаимодействие определяет общую субъект-субъектную направленность образовательного процесса и предполагает наличие специфического межсубъектного пространства, в котором пересекаются индивидуальные смыслы и ценности. Такое пространство способствует возникновению особых ценностно-смысловых отношений на основе принятия всеми участниками образовательной среды друг друга в качестве абсолютных ценностей, что обусловливает их способность диалогического понимания себя во взаимосвязи с другим и миром культуры, в целом.

Следовательно, проблема обеспечения диалогичности актуализирует субъектно-деятельностный подход к организации образовательного процесса.

Философские, психологические и педагогические проблемы диалога исследовали такие ученые, как М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган, М.В. Кларин, Т.А Флоренская и др. Именно их исследования позволяют представлять сущности, особенности и разные уровни диалога.

Исследования А.Г. Арушановой, Н.В. Дуровой, Р.А. Иванковой, Е.С. Рычагиной свидетельствуют о том, что субъектное измерение взаимодействия воспитателя и ребенка становится возможным только в условиях диалога как основной формы педагогического общения [3].

Несмотря на многочисленные исследования диалога, все же остается недостаточно изученным его потенциал в воспитании и обучении ребенка в условиях ДОУ.

Диалог должен быть естественной формой взаимодействия с ребенком, начиная с раннего возраста. Для обеспечения диалогизма в обучении необходимо уметь слышать другого, учитывать возможность существования позиции, которая отличается от своей собственной, других вкусов, взглядов и т.п. Диалогичность как жизненная позиция педагога – определяющий показатель его профессионального мастерства.

Проблема исследования: каковы условия организации диалога как способа взаимодействия субъектов педагогического процесса.

С учетом актуальности проблемы была определена тема исследования: «Диалог как способ организации взаимодействия субъектов педагогического процесса в условиях ДОО».

Объектом исследования выступает образовательный процесс в ДОУ.

Предметом исследования является процесс организации диалога как способа взаимодействия воспитателей и воспитанников в условиях ДОУ.

Цель исследования: определить теоретические основы и условия организации диалога как способа взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность, содержание, структуру диалога как способа организации взаимодействия субъектов педагогического процесса.
  2. Рассмотреть философские, психологические и педагогические проблемы диалога.
  3. Раскрыть психолого-педагогический потенциал диалога как способа организации взаимодействия субъектов педагогического процесса в воспитании дошкольников.
  4. Проанализировать специфику организации диалога воспитателя с дошкольниками в условиях ДОО.
  5. Изучить особенности организации диалога в условиях свободного общения,
  6. Определить пути и средства организации диалога родителей и детей в семье.

Методы исследования:

– теоретические (анализ специальной литературы по теме исследования, анализ передового педагогического опыта; анализ ключевых понятий, синтез, обобщение для определения понятийного аппарата исследования, его теоретических принципов);

– эмпирические (наблюдение, беседа).

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении теоретических знаний об использовании диалога как способа организации взаимодействия субъектов педагогического процесса в воспитании дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в разработанном комплексе способов организации диалога в условиях свободного общения, а также путей и средств организации диалога родителей и детей.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Не нашли, что искали? – Закажите индивидуальное написание работы или вернитесь к поиску.