Эссе по педагогике

В современном мире образование рассматривается как базовая общекультурная ценность, в связи с чем, на личность педагога возлагается значительная ответственность. Именно поэтому студентам педагогических специальностей предстоит в ходе обучения реализовать двойную работу – воспитать себя и быть готовым к ответственному воспитанию своих будущих учеников. Современный педагог видится нам как глубоко мыслящая и креативная личность, ему чужды поверхностные предубеждения, он может высказать свое мнение по любой из обсуждаемых тем. Иными словами, будущий преподаватель должен быть готовым не только к передаче готовых знаний, но быть способным осмыслить свое ремесло творчески, в чем ему поможет написание педагогических эссе.
 
Педагогическое эссе как жанр не теряет своей актуальности даже в наш век компьютеризации и динамического научно-технического прогресса, ведь благодаря нему слово не утрачивает свою мощь и силу, будучи главным инструментом профессиональной деятельности педагога. Эссе, в первую очередь следует рассматривать как литературный жанр в виду того, что данный вид письменного творчества был «изобретен» писателями. Тем не менее, независимо от профиля деятельности автор эссе должен в достаточной мере владеть темой, и быть способным представить её в необычном ракурсе, спираясь на оригинальную и нестандартную идею. Итак, жанр педагогического эссе может определяться в качестве одного из подходов к творческой самореализации студента педагогической специальности, видения решения педагогического вопроса или проблемы. В эссе находит отражение педагогическая философия будущего педагога, его ценности, мировоззрение, идеи и приоритеты.
 
Ниже вы можете ознакомиться с основными характеристиками педагогического эссе:
- наличие индивидуальной авторской позиции;
- субъективность в рассмотрении вопроса либо проблемы;
- образность языка и креативность мыслей;
- свобода изложения материала.
 
Написание эссе по педагогике следует осуществлять поэтапно, где каждый из шагов будет подготавливать почву для последующих действий:
1. Первоочередно обдумывается тема эссе. Здесь вы должны понимать, что тема и сама риторика последующего её рассмотрения не должна ограничиваться скупым изложением фактов, ведь цель эссе состоит в творческом выражении своей позиции и побуждении читателя к размышлениям.
2. Затем следует этап планирования, где автор определяется для себя определенную последовательность предоставления фактов, идей, задает определенный ход для своих будущих письменных рассуждений. Сюда же вы можете внести какие-то оригинальные метафоры, аналогии, ассоциации и доводы, которые сделают текст эссе живым и интересным.
3. После этого следует этап непосредственного написания, где студент, придерживаясь свободной композиции, непринужденности повествования, парадоксальности и нестандартности в подаче материала, сможет представить свой взгляд на ту или иную педагогическую проблему или вопрос, соблюдая при этом внутреннее смысловое единство повествования.
4. И последний этап – апробация и проверка, где предстоит просмотреть черновой вариант эссе, проанализировать его содержание, оценить стиль и грамотность, при необходимости – сократить объем эссе. И задать себе главный вопрос – смог ли я раскрыть выбранную педагогическую тему и будет ли мое видение интересно потенциальному читателю?
 
Представленные выше методические рекомендации однозначно помогут не только написать педагогическое эссе, но и творчески представлять свои умения ориентироваться в актуальных педагогических теориях и концепциях, выявлять педагогические проблемы и предлагать эффективные и воспроизводимые пути их решения, способность компетентно анализировать свои профессиональные знания и опыт, а также сформулировать основную идею, что будет положена в основу эссе. Как видим, особых трудностей в написании эссе по педагогике нет, а если они возникнут – мы поможем вам с ними справиться!